Университет XXI века: научное измерение

Проблемы современной английской филологии и методики преподавания английского языка 277 И. Б. Елисеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Аннотация. В статье рассматриваются понятие цифровой грамотности педагога в усло- виях современной реальности, отдельные требования, предъявляемые к педагогической дея- тельности в контексте цифровой образовательной среды. Ключевые слова: цифровая грамотность, образовательный процесс, педагог, преподава- тель, ИКТ, компетенции, цифровая среда, образовательная среда, учитель, ученик. В условиях пандемии COVID-19, электронное дистанционное обучение приобрело статус глобальной нормы. Ученые из Оксфордского университета в своём докладе “Addressing the deepening digital divide” (Oxford University Press, 2021) утверждают, основываясь на масштабных исследованиях и полученных статистических данных, что формированию общемировой тенденции цифрови- зации образовательного процесса способствовала, в первую очередь, инициатива педагогов, которые, наравне с учащимися и их родителями прилагали все усилия, чтобы найти новые способы предоставления и получения образования [URL :https://oup.foleon.com/report/digital-divide/ ]. В свою очередь международная организация ЮНЕСКО в сотрудничестве с мировыми экспертами в сфере ИКТ и информатизации образования предста- вила список универсальных международных рекомендаций, которые отражают требования к цифровой грамотности педагогов. По мнению специалистов ЮНЕ- СКО, преподаватели, которые обладают необходимыми компетенциями, явля- ются эффективными участниками процесса обучения в современной цифровой образовательной среде [URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/] . Рекомендации ЮНЕСКО подчеркивают, что педагогу в реалиях современ- ного мира недостаточно лишь технологической грамотности и способности фор- мировать и развивать ИКТ компетенции у студентов и учеников [URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/] . Наравне с вышесказанным актуальной задачей учителя сегодня становится поддержка учащихся на всех этапах использования технологических средств обучения, обеспечение успешного взаимодействия «учитель – ученик» в про- цессе коллективного и индивидуального решения поставленных задач, способ- ствование развитию критического мышления обучаемых. Таким образом, упомянутые рекомендации всесторонне охватывают поня- тие цифровой грамотности преподавателя, а также его функции в процессе обу- чения в цифровой образовательной среде. Особое внимание в требованиях ЮНЕ- СКО уделяется нижеследующим аспектам педагогической деятельности:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=