Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 274 Н. Е. Булаева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПЕРСОНАЖЕЙ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛОЯЗЫЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению синтаксических особенностей организации диалога в контексте художественного произведения. В результате грамматиче- ского анализа современного англоязычного художественного текста определяются основные структурные типы предложений, характерные для диалогической речи персонажей, к которым относятся простые двусоставные распространенные и нераспространенные предложения, од- носоставные предложения и неполные предложения. Делается вывод о роли обозначенных синтаксических единиц в художественном тексте. Ключевые слова: художественное произведение, диалог, персонаж, структурные типы предложений, экспрессивность высказывания, динамичность повествования. Отметим тот факт, что диалогу в художественном произведении отводится особая роль. Как справедливо указывает В. А. Кухаренко, герои произведений вы- ражают свои мысли в виде произнесенной речи [1]. Обмениваясь фразами, участ- ники диалога не только обсуждают других людей или их действия, но и представ- ляют самих себя. Таким образом, диалог является одним из значимых способов ха- рактеристики персонажей, что также позволяет автору как бы отстраниться от про- цесса ведения рассказа, ведь благодаря диалогу герои «изображают» самих себя. Диалог в художественном тексте призван имитировать реальную разговорную речь, которая имеет свои лингвистические особенности, наблюдаемые на разных языковых уровнях. И если особенности лексического и фонетического уровней представляются наиболее изученными, то грамматические явления менее система- тизированы, особенно вопрос экспрессивного потенциала грамматических единиц, что является актуальным направлением исследования. В рамках настоящей статьи обратимся к анализу некоторых синтаксических особенностей диалогической речи персонажей в текстах современных англо- язычных писателей. В качестве материала исследования отобраны рассказ аме- риканской писательницы Д. Паркер «New York to Detroit» и рассказ английского писателя Н. Хорнби «Books and Records», в которых образы главных героев изоб- ражаются благодаря особенностям их речевого поведения. В целом, в реальной разговорной речи собеседники избегают сложных кон- струкций и выражений, особенно в том случае, если они не заинтересованы в теме беседы, раздражены или равнодушны к партнеру. Синтаксические единицы, используемые в рассказе Д. Паркер, типичны для разговорной речи. В основном, в речевых партиях героев используются непол- ные предложения, нераспространенные либо распространенные двусоставные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=