Университет XXI века: научное измерение

Проблемы современной английской филологии и методики преподавания английского языка 271 в 1994 г. [4] в качестве термина, объединяющего разнообразные подходы в пре- подавании, где иностранный или неродной язык учащихся служит основой для объединения предметного содержания и самих обучающихся: билингвальное обучение (bilingual education), иммерсивное обучение (immersion), обучение, ориентированное на содержание (content-based instruction) и др. Наиболее часто встречающимся определением данного подхода является следующий: «CLIL is a dual-focused educational approach in which an additional language is used for the learning and teaching of both content and language» (двунаправленный образова- тельный подход, при котором дополнительный (вспомогательный, неродной) язык используется в обучении и преподавании самого языка и предметного со- держания других дисциплин) [3, c.4]. В 2006 году Советом Европы предметно-языковой интегрированный подход рекомендован для внедрения на всех этапах образования от начального до выс- шего [1,2]. Британским методистом Д.Койл были разработаны основные пара- метры данного подхода [2], которые известны его сторонникам как «схема 4 С», так как в нее входят четыре элемента, названия которых начинаются в англий- ском языке с буквы «С»: содержание (content), общение (communication), позна- ние (cognition) и культура (culture). К настоящему времени также разработаны дидактические принципы, опре- деляющие предметно-языковой интегрированный подход в обучении. К данным принципам можно отнести: 1. принцип двунаправленности, опоры на родной и иностранный языки; 2. принцип интеграции иностранного языка и содержания другого предмета; 3. принцип постепенного усложнения как языкового, так и предметного со- держания; 4. принцип развития мотивации к изучению предметного содержания на иностранном языке; 5. принцип единства речемыслительной деятельности на иностранном языке при овладении предметным содержанием. В результате интеграции образовательных областей создается метапредмет, создающий возможность синергетического соединения содержательных и фор- мальных областей разных предметов. Метапредмет выстраивается вокруг какой- то мыследеятельностной организованности. В качестве таких организованно- стей могут выступать знание, знак, проблема, задача, смысл, категория. Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа. В отечественной и зарубежной педагогической практике разработаны и ре- ализуются с разной степенью успешности образовательные программы, интегри- рующие содержание различных предметов (точные и естественные науки, гео- графия, литература и др.) с иностранным языком (чаще всего с английским, но также и с французским и другими языками). В них реализуются различные мо- дели: содержание предмета интегрируется с предметным содержанием как ос-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=