Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 270 В. Н. Андреев, Е. А. Уварова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММ Е * Аннотация. В статье рассматриваются основные теоретико-методологические подходы к планированию и реализации учебно-образовательных программ, интегрирующих предмет- ное содержание и иностранный язык. Указываются цели, задачи и методические основания разработки интегрированной дисциплины, объединяющей предметное содержание краеведе- ния и английского языка в рамках внеклассной и внеурочной деятельности. Ключевые слова: предметно-языковой интегрированный подход, интегрированное пре- подавание краеведения и английского языка, внеурочная деятельность. Тенденции развития системы образования в РФ на современной этапе обу- славливают необходимость переосмысления существующих практик преподава- ния и поиска новых подходов, методов и приемов обучения школьным предметам. Например, сообщение фактической информации по историко-культурным темам и формирование комплекса лексико-грамматических знаний по иностранному языку в рамках знаниецентричной образовательной парадигмы давно не соответ- ствует современным требованиям, а также потребностям и интересам обучаю- щихся. От выпускников школы ждут владения компетенциями в межпредметных областях, которые гарантировали бы им успешность в овладении программами профессиональной подготовки в будущем. Подобные компетенции актуально формировать и развивать в рамках интегрированных курсов, одним из вариантов которых является предлагаемое интегрированное предметно-языковое обучение английскому языку и истории, а также английского языка и предметов научно- естественного цикла, английского языка и предметов эстетического цикла и др. Предметно-языковое интегрированное обучение характеризуется в зару- бежной и отечественной литературе как одна из наиболее инновационных и пер- спективных систем обучения. Такая образовательная программа включает одно- временную реализацию двух предметно-содержательных областей - иностран- ного языка и другого предмета. Сам термин «предметно-языковой интегрированный подход» является оте- чественным эквивалентом англоязычного термина «content and language inte- grated learning» (CLIL) и был введен британским методистом Дэвидом Маршем * Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00073-21-01 от 14.07.2021 г. на оказание государственных услуг (выполнение работ) Министерства просвещения России по теме «Методика интегрированного предметно-языкового обучения в школе при препода- вании истории».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=