Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология в образовании 27 Н. С. Карташова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Аннотация. В статье представлен опыт конструирования и реализации цели методиче- ской подготовки учителя биологии, связанной с критическим мышлением студентов. Ключевые слова: методическая подготовка, учитель биологии, критическое мышление. Цели обучения по рабочим программам дисциплин бакалавриата можно определять как индуктивным, так и дедуктивным путем. В первом случае в ос- нове цели мы выбираем, например, качество личности студента, которое играет важную роль в формировании его профессиональной компетенции: формиро- вание исследовательских умений, логического мышления, экологического со- знания. Для достижения поставленной цели отбираются компетенции и проек- тируются индикаторы достижения выбранных компетенций. Во втором случае индикаторы достижения компетенций выступают в роли отправных ориентиров, которые детерминируют необходимость формирования определенных качеств личности. Рассмотрим именно дедуктивный путь фор- мулирования одной из целей обучения по дисциплине «Теория и методика обу- чения биологии» (направление 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки, направленность (профили) Биология и Химия). В рабочей программе дисциплины для проверки сформированности ком- петенций ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-8.2 представлены среди прочих та- кие индикаторы, как: уметь отбирать содержание программ учебных предме- тов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с требованиями ФГОСа; уметь отбирать содержание, формы, методы, приемы обучения для организации индивидуального обучения учащегося или группы учащихся; уметь разрабаты- вать методические рекомендации по организации образовательного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся; уметь проектировать учеб- ный процесс с учетом личностных и социальных результатов, метапредметных и предметных результатов, обозначенных в государственном стандарте. Клю- чевым умением в представленных индикаторах является умение отбирать эле- менты, информацию, объекты, необходимые для создания искомого продукта. Умение «отбирать», в свою очередь, связано с умениями анализировать, срав- нивать, выбирать существенное, главное. Подобные умения являются проявле- нием такого качества личности, как критическое мышление. Таким образом, происходит конструирование одной из целей методической подготовки буду- щих учителей биологии – формирование у них критического мышления.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=