Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 252 В. С. Ванькова, Ю. М. Мартынюк, С. В. Даниленко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого О МЕТОДАХ УСИЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АЛГОРИТМОВ ПОЛНОГО ПЕРЕБОР А * Аннотация. В качестве примеров усиления эффективности алгоритмов полного пере- бора приводятся алгоритмы проталкивания и сортировки, которые соответственно обеспечи- вают уменьшение количества операций от O(N 3 ) до O(N) и от O(N 2 ) до O(Nlog 2 N). Ключевые слова: алгоритмы полного перебора, алгоритм проталкивания, алгоритмы сортировки, олимпиада по программированию, математическая модель. Решение олимпиадных задач по программированию не без оснований отно- сят к творческому процессу, иногда происходящему на уровне озарения. Однако способность к творчеству в данной области не может быть приобретена исклю- чительно за счет наследственности или сиюминутной удачи, не являющимися следствием хорошо организованной системной учебной работы, осуществляе- мой в полном соответствии с дидактическими принципами Я. А. Коменского: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвест- ному…». Данные положения дают основание для того, чтобы в процессе подго- товки будущего учителя информатики при построении вектора сформированно- сти его профессиональных компетенций уделять существенное внимание приоб- ретению навыков разработки типовых алгоритмов и их программирования сред- ствами конкретного языка, а также глубокому анализу эффективности представ- ленного решения. На кафедре информатики и информационных технологий Тульского госу- дарственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого сложилась си- стема работы со студентами педагогического направления подготовки профиля «Информатика» по решению олимпиадных задач по программированию. В каче- стве научной основы этих занятий выступают книги Д. Кнута «Искусство про- граммирования»; С. М. Окулова «Задачи по программированию»; А. Р. Есаяна «Рекурсия как метод решения задач» и многие другие. В качестве объектов изучения используются задачи Всероссийской олимпи- ады школьников по информатике и задачи повышенной сложности, представлен- ные на большом количестве соответствующих сайтов. Все эти материалы, как правило, сгруппированы по темам, а внутри тем – по уровням сложности, что весьма удобно для пользователей. На каждом участке приобретения навыков ре- шения указанных задач, ставятся вполне определенные цели. В рамках статьи * Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Инновационные подходы профессиональной подготовки учителей ин- форматики в условиях цифровизации общества» (договор № 073-03-2021-019/2 от 21.07.2021).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=