Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 244 именно на первом, что является отражением приоритетных направлений реали- зации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [2]. Речь идет о стремлении к достижению идеала всесторонне и гар- монично развитой личности, обладающей высокими нравственными качествами и способной применять необходимые знания и умения на благо Родины. Утверждение принципа приоритетности образования в Российской Федера- ции обеспечивает система нормативно-правового регулирования данной сферы. Определяющее значение, безусловно, принадлежит Конституции РФ как Ос- новному закону государства, акту прямого действия и ядру правовой системы, определяющему основы развития всех ее отраслей. Неотъемлемую часть право- вого статуса личности в России составляют конституционные гарантии права каждого на образование, общедоступного и бесплатного характера общего, сред- него профессионального и высшего (на конкурсной основе) образования в госу- дарственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприя- тиях, обязанность родителей или других законных представителей детей обеспе- чить получение ими основного общего образования. Конституционное закрепле- ние действия федеральных государственных образовательных стандартов явля- ется важнейшим условием эффективности государственной регламентации об- разовательной деятельности, инструментом формирования единого образова- тельного пространства Российской Федерации. Четкое разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и муниципаль- ными органами власти должно оптимизировать управление отечественной си- стемой образования с учетом специфики каждого субъекта Российской Федера- ции, национальных традиций проживающих в них народов и этнических групп. Поддержка конституционными нормами разнообразных форм образования и са- мообразования позволяет обеспечить каждому выбор собственной индивидуаль- ной образовательной траектории, реализовать в полной степени принцип непре- рывности образования в течение всей жизни. Последние поправки к Конститу- ции РФ пополнили ее текст рядом норм, закрепивших ключевые ориентиры вос- питания «детей как важнейшего приоритета государственной политики» в духе «патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и стар- шему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, при- роде и окружающей среде» [3]. Практическую реализацию закрепленной в правовых актах различной юри- дической силы приоритетности образования как принципа государственной по- литики обеспечивает масштабная система мероприятий в рамках различных про- ектов (например, национального проекта «Образование» и др.) и программ («Приоритет-2030», государственной программы Российской Федерации "Разви- тие образования" на 2018–2025 гг.и др.). Планируемым результатом их осу- ществления должно стать обеспечение глобальной конкурентноспособности оте- чественного образования всех уровней, современная модернизация образова- тельной инфраструктуры и системы педагогического образования, совершен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=