Университет XXI века: научное измерение

Тенденции развития современного права и правового образования 243 Е. Г. Тронина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРИЗНАНИЕ ПРИОРИТЕТНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРИНЦИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация. В статье рассматривается значение и содержание принципа приоритетности образования в Российской Федерации как ключевого ориентира государственной образова- тельной политики. Подчеркивается, что образование является жизненно важным приорите- том для российского общества и государства, одной из базовых основ экономического и научно-технологического развития России, ее государственного суверенитета и национальной безопасности. Идея признания приоритетности образования рассматривается как отправная точка правотворческого и правоприменительного процессов в данной сфере, формирования благоприятных условий для удовлетворения образовательных интересов и потребностей лич- ности, ее интеллектуального, физического, нравственного и духовного развития, творческой и профессиональной самореализации, а также воспитания молодых поколений граждан Рос- сии в духе ее национально-культурных традиций и ценностей. Автор приходит к выводу о том, что правовое закрепление и практическая реализация принципа приоритетности образования является важнейшим условием и фактором успешного достижения национальных целей развития Российской Федерации. Ключевые слова: образование, воспитание, право на образование, Конституция, единое образовательное пространство, федеральные государственные образовательные стандарты. Успешное достижение национальных целей развития Российской Федера- ции в современном динамично трансформирующемся мире напрямую определя- ется эффективностью государственной образовательной политики. Без преуве- личения можно сказать, что образование является жизненно важным приорите- том для российского общества и государства, одной из базовых основ экономи- ческого и научно-технологического развития России, ее государственного суве- ренитета и национальной безопасности. Не случайно, законодательный пере- чень основополагающих принципов государственной политики и правового ре- гулирования отношений в сфере образования открывает идея признания приори- тетности образования, являющаяся отправной точкой правотворческого и пра- воприменительного процессов в данной сфере. Их совершенствование является необходимым фактором формирования благоприятных условий для удовлетво- рения образовательных интересов и потребностей личности, ее интеллектуаль- ного, физического, нравственного и духовного развития, творческой и профес- сиональной самореализации, а также воспитания молодых поколений граждан России в духе ее национально-культурных традиций и ценностей. В самом законодательном определении понятия «образование» подчеркива- ется его ценность как «общественно значимого блага», служащего интересам «человека, семьи, общества и государства» [1]. Причем, в паре неотъемлемых компонентов процесса образования – воспитания и обучения, акцент сделан

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=