Университет XXI века: научное измерение

Тенденции развития современного права и правового образования 231 учебника можно отметить Колесникову О. В. [3], Аленичеву Е., Монастырева Н. [4], Кузнецова В., Клыгину Е., Федосову Т., Горбачева А. [5] и др.Саланчик С. В. [6] предлагает различные варианты типизации электронных учебников, в частно- сти по типу сервиса и контента он выделяет текстовые, мультимедийные и ин- терактивные типы электронных учебников. На сегодняшний день мультимедийные и интерактивные учебники в боль- шей степени распространены в системе общего образования в области обучения естественным наукам, иностранным языкам, информатике. В системе высшего образования такие типы учебников представлены слабо, особенно в области гу- манитарных дисциплин. Что включается в интерактивный компонент электронного учебника? Да- нова Н. С., Лихачев В. А., Пономарев О. П. [7] анализируя ЭУ «Информатика», предназначенный для тех студентов, для которых данный предмет не является профильным, выделяют следующие компоненты: система тестирования, глосса- рий, система поиска, система для обратной связи, форум. Кречетников К. Г. считает, что интерактивный контент должен включать в себя следующие элементы: манипуляции с объектами, вмешательство в ход процессов, изменение их порядка; контент, генерирующий адекватные отклики на определённый перечень познавательных действий обучающегося, позволяю- щий субъекту образовательного процесса не только получать информацию, но осуществлять активное взаимодействие» [8]. В настоящий момент по правовым дисциплинам не разработано интерактив- ных электронных учебников, по крайней мере, в широком доступе они не пред- ставлены. В сфере юриспруденции, в первую очередь, мы можем иметь дело с электронными версиями бумажных учебников, широко представленных в элек- тронных библиотеках в различных текстовых форматах. Такие учебники не со- держат интерактивного компонента, а значит, не обладают возможными пре- имуществами, характерными для учебников такого рода. Интерактивный электронный учебник по правовых дисциплинам для сту- дентов колледжей и вузов должен: 1. В полном объеме выполнять функции, характерные для бумажного учеб- ника (информационную, ориентационную, мотивационную и др.). 2. Способствовать построению индивидуальной образовательной траекто- рии обучающихся за счет наличия основного и дополнительного материала, ко- торый позволяет расширить и углубить знания студентов (доступ к дополни- тельному материалу, например, может быть организован посредством соответ- ствующих гиперссылок, то есть, чтобы получить доступ к дополнительному ма- териалу обучающийся должен совершить определенные манипуляции). 3. Обеспечить возможности для визуализации юридической информации. Целесообразно использование фотоиллюстраций (например, в учебниках по ис- тории государства и права – это могут быть фотографии памятников прошлого, юридических документов различных исторических эпох и т. д.), видеоматериа- лов (например, небольшие фрагменты художественных, документальных, муль- типликационных фильмов, иллюстрирующих различные виды правонаруше- ний), карикатуры, рисованные иллюстрации, схемы и таблицы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=