Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 216 прошла встреча в трехстороннем формате министров иностранных дел России (С. В. Лаврова), ФРГ (Г. Вестервелле) и Польши (Р. Сикорского). Рассматрива- лись актуальные проблемы отношений Россия–ЕС, деятельности Совета Россия– НАТО, взаимодействия трех стран в международных и региональных организа- циях, совершенствовании структуры европейской безопасности, а также ситуа- ция вокруг Ливии, в Северной Африке и в районах «замороженных конфликтов», задачи обеспечения социально-экономического развития Калининградской об- ласти и другие [14]. Что касается торгово-экономических отношений, то после резкого спада торгового оборота в 2009 г. в период мирового финансового кризиса его объем не только был восстановлен, но и достиг нового рекордного показателя в 2011 г. В 2012 г. был введен в действие газопровод «Северный поток». Однако надежды политической элиты, большинства политических партий Германии на преобразование российской политической системы и общества по западному образцу не оправдались. Решение В. В. Путина снова выставить свою кандидатуру на выборах президента вызвало разочарование в Берлине. После из- брания В. В. Путина на пост главы государства 9 ноября 2012 г. впервые в исто- рии двусторонних отношений усилиями фракций партий правящей коалиции была принята резолюция, в которой говорилось о нарушении прав человека в России, дефиците правовой государственности и демократии, преследовании представителей оппозиции со стороны российских властей [20]. Лишь оппози- ция высказалась против этой резолюции. Во время выборов в бундестаг 2013 г. позиция ХДС/ХСС в отношении Рос- сии не изменилась. Но в предвыборной программе СДПГ 2013 г. РФ заняла пер- вое место среди партнеров Германии не из ЕС и НАТО. Отношения ФРГ с Рос- сией резко ухудшились в феврале 2014 г. Глава германского МИД Ф.-В. Штайн- майер (СДПГ) был одним из гарантов соглашения украинского президента Укра- ины В.Януковича с оппозицией относительно мирного решения вопроса о вла- сти, но после кровавого государственного переворота на Украине он, как и глава правительства «большой коалиции» А. Меркель, встал на путь поддержки нового режима в Киеве. Симпатии России к самопровозглашенным республикам на Донбассе, воссоединение Крыма с Россией вызвало крайне негативную реакцию правительства Германии и многих фракций в бундестаге. Сложившееся партнер- ство двух государств все больше деградировало до состояния, когда уменьша- лось взаимное доверие и усиливалась обоюдная критика. А. Меркель оценила действия РФ в отношении Крыма как аннексию и инициировала введение евро- пейских санкций против России. Были прекращены политические консультации, а еще раньше – и заседания «Петербургского диалога». В июне 2016 г. прави- тельство Германии обновило редакцию «Белой книги» – руководства по ведению политики национальной безопасности страны. В новой редакции Россия для Гер- мании – «больше не партнер, а соперник» и вошла в число основных угроз [1] . Вместе с тем, в отличие от других западных лидеров, резко критикуя российскую политику, «канцлерин» сохранила каналы связей с Кремлем. В феврале 2015 г. Меркель отправилась в Минск на переговоры о прекращении огня в Донбассе,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=