Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 18 ве коммуникативной компетенции принято выделять языковую, речевую, соци- окультурную, лингвокультурную и нек. др. компетенции, которые характери- зуют различные аспекты процесса общения. Как отмечают исследователи, «в дистанционном обучении пропадает важ- нейшая составляющая межкультурной коммуникации – контактное общение (базовое для методики преподавания РКИ)» (см., например, [2, с. 5]), что ведет к проблемам в выработке важнейших коммуникативных умений и навыков. Языковая компетенция определяет степень овладения знаниями изучаемо- го языка применительно к его фонетической, морфемной, лексической, грамма- тической подсистемам. Очевидно, что в рамках ДО в силу ряда объективных причин формирование фонетических, лексических и грамматических навыков происходит с разной степенью успешности. Так, наибольшие трудности возни- кают при обучении русскому произношению и интонированию на начальном этапе в рамках вводно-фонетического курса. Невозможность в полной мере оценить фонетические способности студентов, а иногда и преодолеть трудно- сти, связанные с техническим обеспечением учебного процесса, ведет к недо- статочной проработке слухо-произносительных навыков, что впоследствии крайне негативно может сказаться на качестве общения иностранных студентов на русском языке. Работа над аспектными навыками РКИ в области лексикологии и грамма- тики в условиях ДО протекает более успешно, т. к. у преподавателя есть воз- можность включить в систему традиционных упражнений на базе учебника тренировочные задания с использованием мультимедиа. Отработка таких сложных для изучающих РКИ грамматических тем, как «Глаголы движения» и «Виды глаголов» может быть осуществлена с использованием различных слайдов, схем, анимации, учебных фильмов. Также велика роль подобной наглядности при семантизации русской лексики. Сформированность речевой компетенции, предполагающей овладение те- ми или иными языковыми инструментами с целью восприятия и, главное, про- дуцирования речевого высказывания, является признаком более высокой степе- ни освоения обучающимися нового языка. Расширяют возможности полноцен- ного общения на иностранном языке и в должной мере сформированные ком- петенции, связанные с экстралингвистическими факторами. Так, социокультур- ная компетенция очерчивает круг знаний национально-культурных особенно- стей социально-речевого взаимодействия носителей языка, а лингвострановед- ческая - знание национальных традиций, обычаев, реалий, в т. ч. культурных, страны изучаемого языка. Нам представляется, что работа над формированием указанных компетен- ций при ДО также сталкивается с рядом проблем, обусловленных как техниче- ской стороной вопроса, так и вынужденной изоляцией иностранных обучаю- щихся от языковой среды, погружение в которую и способствует в большей степени формированию перечисленных компетенций. Компенсировать в опре- деленной мере отсутствие естественной языковой среды может активное при- менение на уроках РКИ аутентичных видеоматериалов. Применение в учебных целях советских и современных мультфильмов, рекламных роликов, коротко-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=