Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология в образовании 17 Л. Б. Барулина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Аннотация. В статье анализируются возможности формирования языковой, речевой, социокультурной и лингвострановедческой компетенций на уроках РКИ в рамках дистанци- онного обучения. Также рассматриваются достоинства использования различных видов мультимедиа при формировании указанных компетенций. Ключевые слова: дистанционное обучение, русский язык как иностранный, коммуни- кативная компетенция, мультимедиа, аутентичные видеоматериалы. Дистанционная форма обучения, долгое время находящаяся на периферии российской системы образования, в условиях пандемии COVID-19 объективно вышла на первый план и сейчас продолжает занимать лидирующие позиции. Под дистанционным обучением (далее – ДО) мы вслед за А. А. Артюховым по- нимаем «образовательный процесс с применением совокупности телекоммуни- кационных технологий, имеющих целью предоставление возможности обучае- мым освоить основной объём требуемой им информации без непосредственно- го контакта обучаемых и преподавателей в ходе процесса обучения (который может проходить как в синхронной, так и в асинхронной форме), и могущий являться как самостоятельной формой обучения, так и дополнением к другой более традиционной форме обучения (очной, очно-заочной, заочной или экс- тернату)» [1, с. 51]. Начавшись в марте 2020 г. как вынужденная мера в условиях изоляции, ДО, думается, прочно вошло в систему среднего и высшего образования, не- смотря на то, что такая форма организации обучения имеет как ярко выражен- ные достоинства, так и недостатки. Среди несомненных плюсов методисты от- мечают доступность и открытость обучения, возможность осуществлять прин- цип индивидуального обучения, а также применять в преподавательской работе самый широкий спектр мультимедийных интернет-продуктов. Остановимся на некоторых минусах ДО при обучении иностранным язы- кам, в том числе и русскому как иностранному (далее – РКИ). Как известно, главной целью освоения РКИ, как и любого другого иностранного языка, явля- ется формирование коммуникативной компетенции, которая в самом общем виде определяется как «способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производствен- ной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения» [3, с. 109]. В методической литературе в соста-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=