Университет XXI века: научное измерение

Русский язык и отечественная литература: теория и дидактическая практика 165 В XXI в. понятие «интерактивный текст» приобрело иное значение. В усло- виях цифровизации образования под этим термином понимается текст с экрана гаджета. Чтение такого текста расширяет возможности восприятия: раскрываю- щиеся ссылки, картинки, мультимедийные схемы и т.п. Кроме того, появился це- лый ряд синонимов: экранный текст, дисплейный текст, компьютерный текст, электронный текст, цифровой текст. Этим терминам посвящен целый ряд иссле- дований [2]. В условиях пандемии с 2020 года население было вынуждено перейти в цифровой мир. В том числе и процесс обучения. Чтение с листа стало менее предпочтительным. И взрослые, и подростки перешли на цифровой текст. Но здесь необходимо отметить, что текст может быть отцифрованным, т.е. исход- ный текст классического произведения переведен, например, в формат PDF. А может быть изначально создан в каком-нибудь цифровом пространстве: на странице сайта, в виде комментария к публикации и пр. Здесь тоже отмечается разница в восприятии. Современные подростки активно пользуются текстами второго типа, т.е. им удобнее читать небольшие по объему произведения с воз- можностью перехода по ссылкам для получения дополнительной информации. С 2018 года известны исследования, в которых описывается новая система оценки чтения, учитывающая изменения с связи с активизацией цифрового чте- ния (международные исследования PISA). Они показывают, как изменилось вос- приятие школьниками текстовой информации. Итак, в нашей статье мы продемонстрировали разные подходы к понима- нию «интерактивного текста», проиллюстрировали изменение значения данного понятия. Опираясь на имеющуюся информацию, отметим, что интерактивный текст в каком бы виде он ни был представлен (текст с листа или цифровой текст) предполагает обдуманное чтение, верную интерпретацию, анализ, адекватный возрасту обучающихся, а также умение создавать собственное речевое высказы- вание (как в устной, так и в письменной форме) на основе прочитанного. А этому может научить только педагог. Перед ним в сложившихся обстоятельствах стоит целый ряд сложных задач. Именно поэтому обучение нового поколения учителей русского языка и литературы должно строиться на изменяющихся подходах в условиях цифровизации, которые учитывают переход детей в мир мультимедиа. Литература 1. Касюк, Н. С. Интерактивный потенциал художественного текста как фак- тор стимулирования активности китайских студентов в процессе обучения [Электронный ресурс] / Н. С. Касюк. – URL: http://www.bseu.by: 8080/bitstream/ edoc/77947/1/Kasyuk_N.S._132_136.pdf 2. Лебедева, М. Ю. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: Междисциплинарный взгляд [Электронный ресурс] / М. Ю. Лебедева, Т. С. Весе- ловская, О. Ф. Купрещенко // Междунар. электрон. науч. журн. – URL: pnojournal. wordpress.com/archive20/20-04/ (дата публикации: 31.08.2020).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=