Университет XXI века: научное измерение
Русский язык и отечественная литература: теория и дидактическая практика 159 димости ее формирования говорят и Федеральные государственные образователь- ные стандарты. Документ объясняет, что дети должны уметь осмысливать воспри- нимаемый текст во время прочтения и после него, чтобы книга учила и воспиты- вала ребенка, обеспечивала его личностное, общекультурное и познавательное развитие. Формированию читательской компетенции необходимо уделять внимание с самого начала обучения ребенка, который должен при работе с текстом уметь проделывать три основные операции: 1) поиск информации при восприятии тек- ста и понимание полученной информации; 2) преобразование и интерпретация полученной информации; 3) оценку информации. Конечно, читательская компе- тенция формируется при изучении всех предметов школьной программы, но осо- бая роль принадлежит литературе. Здесь задача усложняется потому, что многие тексты, с которыми работает современный школьник, могли быть написаны в прошлом или позапрошлом веке, поэтому содержат устаревшие или устарева- ющие лексические единицы, описывают ситуации, непонятные человеку два- дцать первого века. Но именно эти тексты обязательны для изучения, так как со- держат высокий воспитательный потенциал, дают речевые образцы, развивают учащегося как личность. Значит, задача методистов и педагогов подготовить классические тексты для адекватного восприятия современными подростками. Конечно, к большинству произведений классической литературы существует комментарий, но он тоже написан не сегодня, а потому сам оказывается трудным для чтения и понимания учащимися. Видимо, следует переработать коммента- рий к текстам классической литературы, входящим в школьную программу, сде- лать его ориентированным на подростка XXI века с его узким кругом фоновых знаний, эмоциональным дефицитом, визуальным типом восприятия. Кроме того, придется смириться с тем, что количество текстов для обязатель- ного чтения в общеобразовательных классах необходимо сократить либо читать отдельные сцены и фрагменты, читать на уроках с комментарием, потому что в качестве материала для самостоятельного чтения многие произведения очень сложны. При комментированном чтении во время аудиторных занятий понимание текста будет гораздо более качественным, а если текст дан для самостоятельного чтения, то он должен сопровождаться обширным лингвокультурологическим комментарием, текстовым или текстово-визуальным. Составлять такой коммента- рий можно и процессе обучения старшеклассников русскому языку, что позволит им не только лучше понять произведение, но и научиться работать со словарями, национальным корпусом русского языка, что позволит включить в филологиче- ское образование школьника учебно-исследовательскую и учебно-проектную ра- боту с художественным текстом. Деятельность ученика по отношению к тексту должна усложняться по мере изучения предметов гуманитарного цикла. Литература 1. Белянин, В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста / В. П. Белянин. – М.: Изд-во МГУ, 1988. 2. Валгина, Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. – М.: Логос, 2003.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=