Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 158 Н. М. Старцева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого НЕОБХОДИМОСТЬ КОММЕНТИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ * Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования читательской компетенции, трудностям, возникающим в современной школе при работе с художественным текстом, и пу- тям их преодоления. Таким способом можно считать комментарий к художественному тексту, о необходимости которого в сегодняшней школе не стоит забывать. Ключевые слова: художественный текст, читательская компетенция, интерпретация ху- дожественного текста, лингвокультуроведческий комментарий. Ни для кого не секрет, что именно чтение обеспечивает систему знаний и умений, которые позволяют любому человеку научиться ориентироваться в со- временном мире, сформировать основные мировоззренческие позиции и прин- ципы, дает представление о различных сферах жизни. Поэтому одной из базовых составляющих развития общей культуры личности следует считать читатель- скую компетенцию. В научной литературе до сих пор нет однозначного и чёткого определения термина «читательская компетенция». Первоначально о читательской компетен- ции говорили в связи с психолингвистической концепцией Н. Хомского: это пол- ное знание о родном языке, позволяющее судить об осмысленности и верности отдельных высказываний, имеющихся в тексте [1]. В последние десятилетия ХХ века определять читательскую компетенцию стали через призму деятельностного аспекта. Современная наука рассматривает читательские компетенции в разрезе психолого-педагогического подхода, полагая, что под термином «читательская компетентность» следует понимать «совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих процесс чтения как вида речевой деятельности: восприятие, по- нимание, прогнозирование, интерпретацию, извлечение смысла информации, оценку прочитанного текста, диалог с автором, – готовность использовать извле- ченную информацию в собственном личном опыте, в различных социокультур- ных ситуациях, свободно ориентироваться в современном мире» [4, с. 88]. То есть читательская компетенция предполагает как смысловое восприятие предложенного текста, так и ориентацию в его культурном, социальном, нрав- ственном содержании. Ее важность подчеркнута, в частности, тем, что о необхо- * Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме: «Формирование читательских компетенций в условиях цифровой информационной избыточности и дефицита эмоционального репертуара обуча- ющихся».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=