Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 152 рассмотрении построения и оформления публицистического текста обязательно задействуется его смысловой обучающий и воспитательный потенциал. Концеп- ция ориентирована на активное использование так называемых «лексикографи- ческих ниш» классического литературного текста, на достижение эффекта язы- кового позитива, в котором нуждаются современные школьники, обучающиеся в условиях цифровой информационной избыточности и дефицита эмоциональ- ного репертуара. Работа с публицистическим текстом на уроках русского языка не нова, но привлечение именно классической, образцовой публицистики, принадлежащей перу известных российских писателей, может рассматриваться как совершен- ствование известных лингводидактических направлений. Принципиальное про- ведение публицистической классики через весь цикл обучения текстоориентиро- ванной деятельности является, на наш взгляд, весьма перспективным и методи- чески эффективным подходом. Нами уже изучены лингвостилистические ас- пекты трактата Л.Н. Толстого «Что такое искусство?» [1] и отдельных текстов «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского [2]. Представим теперь их дидактиче- ский потенциал в ракурсе формирования читательских компетенций. На основе трактата Толстого предлагается рассматривать вопросы, связан- ные с приемами текстовой убедительности. В структуре читательских компетен- ций учащихся умение разбираться в убедительности/ неубедительности автор- ских идей, их доказанности или недоказанности, в языковых методах эффектив- ного продвижения собственной позиции занимает одно из ведущих мест. Трак- тат Толстого позволяет акцентировать внимание школьников на успешности научных форм доказательности, возможных практически в любых типах текста (в том числе – в публицистическом). К ним относятся внедрение в рассуждения терминологии и создание собственного внутритекстового терминологического аппарата; частотное использование прямых дефиниций, объяснений и разъясне- ний; изложение каких-либо условий, доводов, доказательств и т.п. в форме ну- мерованных списков; применение ссылок на авторитеты с подтверждением или аргументированным опровержением известных положений, истин, трактовок. Фрагменты «Дневника писателя» предлагается использовать для развития у обучающихся полемических способностей. Наблюдение над текстами Досто- евского дает возможность оценить и использовать в собственной речевой прак- тике приемы открытого и скрытого (завуалированного) спора, сгущения и раз- ряжения иронии различных форм (от добродушной насмешки до сарказма), им- плицитного и эксплицитного выражения собственной позиции в диалоге. Пуб- лицистика Достоевского иллюстрирует возможную динамичность позиций дис- кутирующих сторон, различные формы реактивности на полемические выпады, приемы ведения диалога в широком культурном и социально-политическом контексте. Конкретные типы заданий на основе публицистических текстов Толстого и Достоевского, дидактический потенциал которых очерчен выше, будут пред- ставлены в специальном методическом пособии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=