Университет XXI века: научное измерение

Русский язык и отечественная литература: теория и дидактическая практика 151 Д. А. Романов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ВСЛЕД ЗА ЛОГИКОЙ ТОЛСТОГО И ДОСТОЕВСКОГО: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПУБЛИЦИСТИКИ ВЕЛИКИХ ПИСАТЕЛЕЙ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХС Я * Аннотация. В статье рассматривается дидактический потенциал трактата Л. Н. Тол- стого «Что такое искусство?» и отдельных текстов «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского при их использовании на уроках русского языка в рамках разработки концепции целостной текстоориентированной деятельности старшеклассников. Ключевые слова: читательские компетенции, текст, публицистика, обучение, деятель- ность, умения, задания. В создании теоретической концепции целостной текстоориентированной деятельности старшеклассников на уроках русского языка и литературы значи- тельное место занимает разработка принципов и подбор источников для тренин- гов читательских компетенций. В настоящее время в филологической дидактике достаточно неплохо развиты идеи о компонентах-слагаемых, психологических основах, формах контроля читательских компетенций (или, как сейчас чаще го- ворят вслед за специалистами международной мониторинговой педагогической системы PISA, – функциональной читательской грамотности). Однако приемы формирования, развития, поступательного совершенствования этих компетен- ций не изучены и не апробированы. Предлагаемая филологами-русистами ТГПУ им. Л. Н. Толстого теоретиче- ская концепция включает поэтапное складывание читательских компетенций в двух магистральных линиях дидактического взаимодействия: 1) на уроках ли- тературы путем знакомства с классическими художественными произведениями, сопровожденными специально разработанными корпусами комментариев, направленных на адаптацию литературного текста прошлых эпох к сознанию со- временного молодого читателя и преодоление агнонимии (непонимания языко- вой, преимущественно лексической, ткани произведения) и 2) на уроках рус- ского языка посредством работы с публицистическими текстами XIX–XX вв., снабженными системой заданий, формирующих способности всесторонне пони- мать, осмысливать, информационно осваивать и творчески интерпретировать текст. Обе линии неразрывно связаны между собой: при изучении литературной содержательной составляющей обязательно востребуется язык и стилистика, при * Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме: «Формирование читательских компетенций в условиях циф- ровой информационной избыточности и дефицита эмоционального репертуара обучаю- щихся».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=