Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 150 Таким образом, описанные дидактические материалы нового типа представ- ляют большой потенциал для личного участия и креативной работы с произве- дениями М. Е. Салтыкова-Щедрина, что, несомненно, разнообразит эмоциональ- ный репертуар старшеклассников. В дидактических материалах, составленных по типу графического путеводителя, предлагается разнообразная текстоориенти- рованная деятельность: по сжатию текста, привлечения, удержания и концентра- ции внимания школьников (средствами инфографики, визуализированных ком- ментариев, комиксов), показаны операции по выделению смысловых уровней текста, дифференциации его содержания, интерпретации смыслов, предусмот- рены проблемные вопросы, дающие возможность сравнительно-сопоставитель- ного анализа нескольких текстов в разных аспектах, позволяющие рефлексиро- вать (написать отзыв, опровержение, статью-провокацию по поводу изучаемого фрагмента), описать свои чувства и подобрать этому емкое название. В этом за- ключается суть рефлексии публицистического текста, являющейся желаемым итогом работы по изучению произведения – осознание не только смыслового, но и эстетического мира произведения. «Способность читателя-школьника к … ре- флексии над смыслами текстов говорит о достаточно высоком уровне его чита- тельского литературного развития. Сегодня подросток слабо мотивирован к чте- нию классических произведений отчасти потому, что смыслы, заключенные в них, с его точки зрения, не имеют к нему никакого отношения. Задача рефлексии – «оживить» эти «далекие» смыслы, сделать их «говорящими» для современного школьника» [1, с. 44]. В заключение следует отметить, что описанные дидактические материалы нового типа способствуют созданию рефлексирующей среды, которую первич- ный текст содержит потенциально, ее можно начать создавать лишь посредством подобной продемонстрированной в настоящей статье технологии работы с тек- стом литературного произведения. Литература 1. Сосновская, И. В. Художественная рефлексия как условие понимания чи- тателем-школьником литературного произведения / И. В. Сосновская, Е. Р. Сит- никова // Пед. ИМИДЖ: Науч.-практ. журн. – 2018. – № 2 (39). – С. 38–47. – С. 44.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=