Университет XXI века: научное измерение

Русский язык и отечественная литература: теория и дидактическая практика 149 мнениями (возможно, в форме проведения литературной гостиной «Диванная критика»), написанием по произведению сочинений различных жанров, созда- нием по желанию школьников постов и мемов и т. п. Ценно на этапе обобщения изученного «вернуться» к изучению отношения М. Е. Салтыкова-Щедрина к И. С. Тургеневу (информация извлекается из упо- мянутого публицистического произведения), и здесь, на этапе углубленного ана- лиза, привлечь другие тексты. Для реализации нашей цели полезно обратить вни- мание на еще один жанр газетной журналистики – некролог, сопоставив содер- жание анализируемого фрагмента хроники и некролога «И. С. Тургенев», напи- санного Салтыковым-Щедриным в 1883 году. Сопоставление можно проводить по линии сходства идеи этих произведений – защита молодого поколения, а можно рассматривать оба отрывка вместе на уроках по творчеству И. С. Турге- нева при изучении романа «Отцы и дети». Таким образом, финальные страницы нашего графического путеводителя при- званы «проследить» жизнь текста во времени, его восприятие сегодня, узнать, что думают по поводу его содержания современные подростки, каких взглядов придер- живаются? Согласны ли с М. Е. Салтыковым-Щедриным? Это темы для непосред- ственного диалога автора и читателя, диалога между текстом и читателем. Таким образом, можно наблюдать эстетику воздействия текста на современного читателя. Базируясь на изученном материале, можно подготовить урок-экскурсию (виртуальную экскурсию), особенно актуальную для школьников Тульского ре- гиона, о служебной деятельности М. Е. Салтыкова-Щедрина в Туле. Подобный вид работы, несомненно, вызовет эмоциональный отклик, приобщит подростков к другим видам деятельности, позволит представить жизнь казенных учрежде- ний Российской империи XIX века. Подготовка литературной гостиной, на которой в связи с нашей темой по пуб- лицистике можно устроить политические дебаты по защите позиции «отцов» или «детей», – это обобщающий урок по творчеству Тургенева. Одна из сторон – по- зиция защиты нигилистов, молодого поколения – может при подготовке исполь- зовать материал изученного фрагмента статьи. Неформальная обстановка дебатов обязательно вызовет у детей эмоциональный отклик, не оставит равнодушными. Возможно подготовить урок столкновения идей, в центре которого – во- прос: согласны ли Вы с позицией Салтыкова-Щедрина? Это побудит школьника из пассивного слушателя превратиться в исследователя, заставит обратиться по- вторно к представленным материалам, интерпретировать их, цитировать и при- влекать дополнительную литературу. Если обсуждаемые проблемы глубоко затронули старшеклассников, можно привлечь их к созданию продолжения графического путеводителя по другим публицистическим произведениям – создавать свои комиксы, инфографику и ви- зуальные комментарии; возможно углубиться в сравнение современного стен- дапа и классической сатиры Салтыкова-Щедрина, тогда неизбежно придется рас- ширить материал за счет привлечения художественных произведений; подобным же образом можно проанализировать и аллюзии, которыми изобилуют публици- стические произведения писателя.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=