Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 148 4. Шварц, Е. Л. Избранное / Е. Л. Шварц. – М.: Гудьял-Пресс, 1998. Е. В. Пронина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РЕФЛЕКСИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫК А * Аннотация. Рассматривается послетекстовый этап работы над публицистическим про- изведением, способствующий созданию рефлексирующей среды. Ключевые слова: текстоориентированная деятельность, рефлексия публицистического текста, этап послечтения. Школьный курс русского языка и литературы должен поэтапно и после- довательно развивать у учащихся комплекс читательских умений, навыков фи- лологического анализа, направленных на формирование читательских компе- тенций. На уроках приобретаются умения читать, комментировать, анализи- ровать и интерпретировать текст, одновременно применяются изученные тео- ретико-литературные понятия. Следует отметить, что основополагающим в современной лингводидактике должно стать формирование такого качества личности, как интеллектуальная потребность в «смыслодеятельности». Этому процессу способствуют методические материалы нового типа, получившие в современной дидактике название графического путеводителя. Сущность данного жанра, перешедшего из туристического дискурса, заключается в по- этапном вхождении в текст, в своеобразном путешествии в мир автора и его произведения. В процессе этого движения происходит расширение кругозора и совершенствование читательского вкуса у учащихся, непосредственное «включение» подростка в чтение. Данная статья посвящена описанию и ана- лизу заключительного, обобщающего и весьма важного этапа – этапу после- текстовой работы над публицистическим фрагментом хроники М. Е. Салты- кова-Щедрина «Благонамеренные и нигилисты» (1863), на котором происхо- дит рефлексия текста, продуцирование новых знаний о тексте, прошедшем сквозь призму мировоззрения школьника. На этой базе самопознание соб- ственных качеств выполняет смыслотворческую функцию, являющуюся осно- вой для дальнейшего развития личности подростка. Иными словами, этап послечтения характеризуется поисками путей по «включению» произведения в мировоззрение школьника. Данный этап характе- ризуется непосредственным обсуждением идеи, содержания текста, обменом * Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме: «Формирование читательских компетенций в условиях циф- ровой информационной избыточности и дефицита эмоционального репертуара обучаю- щихся».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=