Университет XXI века: научное измерение

Русский язык и отечественная литература: теория и дидактическая практика 147 века» [4, с. 228]. Не случайно в разговоре с Аннунциатой Ученый с грустью за- мечает: «Ваша страна — увы! - похожа на все страны в мире. Богатство и бед- ность, знатность и рабство, смерть и несчастье, разум и глупость, святость, пре- ступление, совесть, бесстыдство — все это перемешано так тесно, что просто ужасаешься» [4, с. 201]. Опираясь на традиции фольклорной и литературной ска- зок, Е. Л. Шварц пытался осмыслить вечные проблемы, вписывая их в контекст современной жизни, в которой «...ложь, подлость, лесть, низкопоклонство, кле- вета, наушничество, предательство, шпионство, безмерная, неслыханная жесто- кость становились… основными законами жизни» [3, с. 37]. Все это позволяет отнести произведение Е. Л. Шварца к жанру сатирической сказки, а точнее, са- тирической трагикомедии. Пьеса «Тень» была написана в то время, когда происходил начатый еще на рубеже XIX-XX вв. активный процесс интеллектуализации литературы, тесно связанный и с научно-техническими достижениями, и с противоречиями в сфере идеологии. Это привело к утверждению в литературе жанра философской, ин- теллектуальной драмы, в которой основное место принадлежит не захватываю- щему сюжету, а напряженным спорам, словесным поединкам между героями. Свойственные философской, интеллектуальной драме черты отчетливо видны в сказке «Тень», в которой Е. Л. Шварц через противостояние героев-антагони- стов утверждает идею о том, что столкновение Ученого и его оппонента – это борьба героя с самим с собой, с темным отражением собственной души. «Тень» – это произведение, в котором Е. Л. Шварц пытается дать ответ на такие «вечные» вопросы: что есть добро и зло? может ли обрести счастье человек, несущий благо другим людям? способствует ли состояние мира счастью отдельного человека? Философскими идеями наполнены размышления драматурга о долге, достоин- стве, любви, ответственности, милосердии. Расцвет творчества Е. Л. Шварца пришелся на кризисную, трагическую эпоху, когда мир столкнулся с угрозой полного уничтожения. Написанная на андерсенов- ский сюжет, сказка «Тень» отражает самые сложные проблемы той эпохи, когда дес- потизм становился чуть ли не нормой жизни, а мир, находящийся под угрозой фа- шизма, был на грани уничтожения. Во многом именно этим обусловлен тот факт, что жанровая принадлежность данного произведения не поддается однозначному опре- делению, так как в нем синтезированы черты таких жанровых форм, как литератур- ная сказка, сатирическая трагикомедия, философская, интеллектуальная драма. Литература 1. Леонова, Т. Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке: (Поэтическая система жанра в историческом развитии) / Т. Г. Леонова. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1982. 2. Липовецкий, М. Н. Поэтика литературной сказки: (На материале русской литературы 1920–1980-х годов) / М. Н. Липовецкий. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1992. 3. Мы знали Евгения Шварца: Воспоминания / М. Слонимский, Н. Чуков- ский и др. – Л.; М.: Искусство, 1966.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=