Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 146 Г. С. Миронова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого «ТЕНЬ» Е. Л. ШВАРЦА: ПРОБЛЕМА ЖАНРА Аннотация. Статья посвящена пьесе Е. Л. Шварца «Тень», входящей в драматическую ска- зочную трилогию для взрослых. В статье решается проблема жанровой принадлежности данного произведения, не поддающаяся однозначному определению, и делается вывод о присутствии в пьесе признаков литературной сказки, сатирической трагикомедии и философской драмы. Ключевые слова: драма, литературная сказка, пьеса-сказка, сатирическая трагикомедия, философская драма, интеллектуальная драма. Пьеса Е. Л. Шварца «Тень», написанная в 1940 году, является классикой русской и мировой драматургии. Созданная для театра (о чем говорит ее форма), она тесным образом связана с драматическим родом литературы, от которого за- имствует конфликтность, сценичность, диалогичность – все то, что дает возмож- ность разыгрывать ее текст на сцене и позволяет в жанровом отношении рассмат- ривать ее как театральную сказку (или пьесу-сказку). Однако в произведении действует «принцип жанровой многослойности», благодаря чему пьеса «Тень» обладает особой «синтетической… многоуровневой жанровой структурой» [2, с. 108]. Все это дает основание говорить о присутствии в произведении Е. Л. Шварца признаков разных жанровых образований: литературная сказка, са- тирическая трагикомедия, философская драма и др. Прежде всего, пьесу «Тень» следует рассматривать как литературную сказку, в основе которой присутствуют элементы «жанрового архетипа народной волшебной сказки» [2, c. 154]. В произведении Е. Л. Шварца можно обнаружить практически все элементы сказочного художественного мира: «установка на вы- мысел», «необычное с точки зрения привычных жизненных представлений со- держание, наличие фантастики, обусловливающей оригинальность образности и особый эффект художественного воспроизведения действительности», «дви- жение сюжета в условном времени и пространстве, неожиданность сюжетных ситуаций и поворотов» [1, с. 194]. Действительно, мотив чуда является осново- полагающим в «Тени», а главный герой, Ученый, наделен простодушием и оп- тимизмом – чертами, характерными для сказочного персонажа. Но при этом сказка в Южной стране, где происходит действие, опошлена, унижена, сказочное бытие низведено до бытового уровня, ведь в этой стране «простых, наивных» людей боятся больше, чем шантажиста, хитреца, злодея. Это страна, где на ули- цах продают не только цветы, но и ножи для убийц и свежие яды, где музыка звучит только для того, чтобы не было слышно, как жуют, а большинству жите- лей свойственен «особый, беспокойный, голодный взгляд обеспеченного чело-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=