Университет XXI века: научное измерение

Русский язык и отечественная литература: теория и дидактическая практика 143 Миризаде Айгюнь Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РАССКАЗЕ ТАТЬЯНЫ ТОЛСТОЙ «ПЕТЕРС» Аннотация. В современных условиях важно не только развивать у учащихся умения и навыки анализа одного из ключевых образов русской литературы – образа «маленького че- ловека», но и разработать такие методы и приемы изучения этого образа, которые способство- вали бы формированию у учащихся чувства эмпатии в условиях современного образования. Ключевые слова: «маленький человек», современная литература, Петерс, эмпатия, гума- нистическое мировоззрение. Образ «маленького человека» является одним из ключевых в русской лите- ратуре. Важное место занимает он и в произведениях современных писателей. Обращение к данному образу в практике школьного изучения литературы не только расширит и углубит знания отечественной литературы, в частности лите- ратуры современной, не только будет способствовать развитию умений и навы- ков анализа художественного образа, но и может содействовать осуществлению нравственного воспитания, формированию у школьников чувства эмпатии, гу- манистического мировоззрения. Рассказ Т. Толстой «Петерс» был написан в 1986 году. Главный герой «ма- ленький человек» жил с бабушкой. Она приучила его «помалкивать, когда гово- рят старшие». К сожалению, мальчик унёс с собой эту привычку и во взрослую жизнь. Изначально мы замечаем отсутствие мужского стержня у Петерса. Ба- бушка говорила внуку, что если он будет молчать, то его взрослая жизнь сло- жится как нельзя лучше. Символично, что даже имени бабушки. Герой рассказа пытался учить немецкий язык. Точнее, это бабушка пыталась его научить. Даже в приведенных автором упражнениях по немецкому прослеживается мотив оди- ночества. С детства Петерс подавлял в себе интерес к миру. У Петерса не было права голоса, не было права поделиться своим мнением, своими чувствами. У него не было права чувствовать, испытывать разные эмоции и делиться этим. На елке были мамы детей, но не было мамы Петерса. Мальчик хотел дружить. Ему, определенно, не хватало социальной адаптации. Петерс всегда занимал пас- сивную позицию. Ждал, когда с ним «начнут дружить». Ждал, когда скажут, что делать. Лидерских качеств в нем абсолютно не было. Однажды, будучи в гостях с бабушкой, мальчик вдруг полюбил девочку с бородавками. Настолько сильно ему не хватало внимания, любви, дружбы и заботы, что он искал ее в первом встречном. Показательна ситуация, что «маленький человек» стал оберегать свою «добычу» и не подпускал к девочке никого. Но наладить контакт Петерсу

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=