Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 142 Стихотворение «Зеркало» изобилует разнообразными метафорами. Но все они соединены базовым образом «Человек»: «…прямою // Дорожкою в сад, в бу- релом и хаос // К качелям бежит трюмо », – это одночленная, глагольная, ан- тропоморфная, эмотивная метафора. Глагол «бежит» выражает эмоциональную характеристику действия [2, с. 118–119]. В поэтический сборник «Второе рождение» включены стихотворения зре- лого поэта, отличающиеся упрощением синтаксических конструкций, в которых доминирует лексический компонент «музыка», «театр». В стихотворении «Волны» мы определили следующие виды метафор по характеру базового образа (развернутые, антропоморфные, глагольные): « пойдет хозяйничать зима », « здоровается горизонт », «растет и крепнет ветра натиск » и одночленную , биоморфную, субстантивную метафору « фауна фантазий » [2, с. 150–159]. По сфере функционирования вспомогательного субъекта различаются музыкальная метафора: «Они [волны] шумят в миноре », театральная: « руда / орет пред всеми амфитеатром ». В стихотворении «Окно, пюпитр и, как овраги эхом…» употреблены музы- кальные метафоры: «Окно… в ритме трех вторых », «синий лес висячих нотных линий », «И муторным концертом мертвых шумов / Копался в мерзлых внут- ренностях двор» [2, с. 167–168]. Поэтический сборник «Когда разгуляется» отличает доминирование развер- нутых антропоморфных метафор. В стихотворении «Июль» (Пастернак, 2003, 155) автор создает мистический образ ожившего привидения при помощи антро- поморфных метафор. Базовым элементом метафорических переносов выступает лексема «человек»: «Везде болтается некстати, // Мешается во все дела, // В халате крадется к кровати, // Срывает скатерть со стола»» [2, с. 255] . В стихотворении «Снег идет» (Пастернак, 2003, 177–178) создан образ вол- шебного снегопада, который увлекает в свой неземной полет все живое и нежи- вое. Развернутые антропоморфные метафоры помогают поверить, что снегопад – живое существо: « Снег идет, снег идет , // Словно падают не хлопья, // А в за- платанном салопе
 // Сходит наземь небосвод . // Словно с видом чудака , С верхней лестничной площадки, // Крадучись, играя в прятки , // Сходит небо с чердака» [2, с. 277–278]. Тема живой, «очеловеченной» природы становится ключевой в поздней ли- рике поэта. Именно поэтому так много внимания он уделял антропоморфным метафорам. Поэт все еще использовал большое количество развернутых мета- фор, но заметно упрощается структура высказываний. Переход к метафориче- ской простоте и ясности в структурном отношении не привел к лексическому упрощению, напротив внутреннее содержание метафорики позднего периода творчества отличает житейская мудрость. Литература 1. Арутюнова, Н. Д.Метафора и дискурс / Н. Д. Арутюнова. –М.: Прогресс, 1990. 2. Пастернак, Б. Л. Полное собрание сочинений: В 2 т. / Б. Л. Пастернак. – М.: Слово, 2003.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=