Университет XXI века: научное измерение
Русский язык и отечественная литература: теория и дидактическая практика 139 Для понимания замысла автора, выявления отдельных теоретических поло- жений важно предисловие, которое имеет развернутый характер и которое, навер- ное, может считаться программным сочинением, в котором в концентрированном виде излагаются хорошо продуманные и выверенные идеи, способные продвинуть развитие отечественного языкознания намного вперед. Татьяна Ивановна выска- зывает ряд мыслей, осознающиеся читателем как константы. Например, в преди- словии читаем, что «слово…представляет собой культурное творение, которое нельзя объяснить, не обращаясь к истории народа, его традициям и религии. Вот почему для понимания русской культуры чрезвычайно важным является обра- щение к языку традиционной (или крестьянской) духовной культуры как наибо- лее устойчивой и консервативной, отсылающей к истокам нашей национальной культуры» [1, с. 6]. Говоря об основных положениях, которые затем будут рас- крыты и доказаны в основных главах монографии, Т. И. Вендина пишет и о том, что «адекватная характеристика психологии, мировоззрения народа и соответ- ственно его культуры может быть получена только с опорой на данные языка. Будучи инструментом культуры, язык формирует не только представления о ре- альном окружающем человека мире, но и саму личность» [1, с. 10]. Исследова- тель предлагает подвергать реконструкции культурные и духовные ценности по- средством опоры на языковые средства, именно поэтому автором конструиру- ется особый, «субстратный» подход к диалектному слову. Татьяна Ивановна Вендина полагает: «В сочетании с дескриптивно-классифицирующим методом описания материала он может служить надежной основой для реконструкции языкового сознания человека традиционной духовной культуры» [1, с. 11]. Раз- работка субстратного подхода к диалектному слову является несомненным до- стоинством рецензируемой монографии, потому что, как известно, в целом ряде случаев именно определение нужного метода исследования может привести к новым открытиям, новым поворотам в решении научных проблем. По словам Т. И. Вендиной, субстратный метод «предполагает обращение к диалектному слову в плане выявления, с одной стороны, его внутренней формы и значения, а с другой – того духовного начала, тех этнокультурных императивов, которые привели к актуализации данной формы, то есть в конечном итоге – к познанию «бессознательной духовности» народа, которая лежит в основе его культуры и создает тот культурный субстрат, в котором он живет и развивается» [1, с. 11]. Монография включает в себя пять основных глав с подразделениями внутри, которые задаются основной логикой исследования. Первая глава посвя- щена репрезентации в диалектном слове человека, во второй главе анализируется представление человека о русской природе и отражение этих представлений в диалектном слове. Третья глава связана с осмыслением базовых, философских понятий, которые также находят воплощение в народной лексике. Четвертая глава посвящена рассмотрению системы основных ценностей и их воплощению в слове. В пятой главе автор останавливается на регулятивном принципе языка традиционной культуры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=