Университет XXI века: научное измерение
Русский язык и отечественная литература: теория и дидактическая практика 135 [4, с. 138], – пишет Михаил Львович. Отец и сын зашли в маленький дом к ка- кому-то сектанту, с которым Л. Н. Толстой начал увлеченно беседовать, не заме- чая ни духоты в жарко натопленной комнате, ни того, что маленькому сыну от затянувшейся беседы и этой жары и духоты уже нехорошо. И как же встрепе- нулся отец, увидев состояние сына, как потом не спал всю ночь, заходя к прибо- левшему мальчику! «…я никогда не забуду его виноватого, озабоченного лица, когда он обращался с вопросами к моей матери…» [4, с. 139]. – Значит, сильна была в Михаиле Львовиче любовь и нежность к отцу, коль скоро через годы со- хранил он в своей памяти этот случай… А как важно вот это суждение: «Мой отец имел дар очаровывать людей, и многие приезжали поговорить с ним и его послушать, а таковых было великое множество. Они часто потом говорили, что ожидали найти в Толстом сурового, сумрачного учителя, а находили отзывчивого, сердечного, очаровательного че- ловека и сразу подпадали по его влияние, даже если не соглашались с его рас- суждениями и не разделяли его взглядов» [4, с.139. – Курсив наш. – Л.З. ]. Отзыв- чивость, сердечность, очарование…Михаил Львович, сам не разделявший взгля- дов Л.Н. Толстого, тем не менее отмечает важнейшие качества своего великого отца, являя пример честности, объективности, а еще – несомненной сыновней любви. Вспоминает Михаил Львович и о таком важном составляющем мировоззре- ния Л. Н. Толстого, как неприятие зла, насилия. Так, М. Л. Толстой пишет о неприятии отцом любой войны, в том числе русско-японской, на которую в 1904 году отправился старший брат Андрей. «Война это зло, убийство себе по- добных… зачем ты хочешь участвовать в этом зле…» [4, с. 142], – говорил Тол- стой старшему сыну. Очевидно, Михаилу было близко это неприятие отцом насилия, проповедь добра и любви в отношениях между людьми. Ведь еще со- всем маленьким, едва научившимся писать, Миша под влиянием разговора с от- цом о Боге написал на клочке бумаги неумелым почерком: «Нужно быть доб- рум» [3]. И эта ошибка в написании слова «добрум» вместо «добрым» так тро- нула Л. Н. Толстого, поскольку писатель увидел в этой записочке искренность маленького человека, что он и впоследствии любил повторять этот совет своего сына с тою же орфографической ошибкой. Очень важно воспоминание Михаила Львовича о любви Л. Н. Толстого к крестьянству, которое было ему «ближе всех» [4, с. 144]. «Он очень хорошо знал его психологию и быт, и из всех сословий крестьяне ему были дороже всех по сердцу» [4, с. 144]. Через всю жизнь пронес младший сын Толстого память о том, что идеалом для его отца было жить так, как живут крестьяне, «работая, живя чистой, правильной жизнью, не отнимая ничего от других и добывая все необходимое своими руками» [4, с. 144]. И хотя, как известно, сам М. Л. Толстой не разделял этого идеала отца, но важно то уважение, с которым Михаил Льво- вич говорит о взглядах великого писателя. Не остались незамеченными мемуаристом и литературные предпочтения Л. Н. Толстого. «Из прежних русских писателей отец ценил больше всех Пуш- кина. Он считал его гением, своим учителем, и никто, по его мнению, не мог сравниться с ним» [4, с. 145]. С большим интересом относился Л. Н. Толстой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=