Университет XXI века: научное измерение

Русский язык и отечественная литература: теория и дидактическая практика 131 земля и в горсти мила. Где родился, там и сгодился. Чужой дом хуже тёмной ночи. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха [3]. Г) Упражнения, направленные на формирование умения понимать конкрет- ный и обобщенный смысл пословиц Возможная реализация: сочинение по пословице. Эта идея была блестяще реализована Л. Н. Толстым в практике преподава- ния в Яснополянской школе и нашла отражение в его статье с полемическим названием «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?», где писатель рассказывал об удачно найденном «насто- ящем приёме» и подробно описывал его применение [4, с. 271]. Пример: Напишите сочинение по пословице « Не плюй в колодец – приго- дится воды напиться». Прокомментируйте: прямое, конкретное значение посло- вицы; её обобщенное значение. Подберите пример ситуации из художественной литературы, из истории, из жизненного опыта, которыми можно проиллюстри- ровать данную пословицу. 2. Упражнения на материале паремий при формировании языковой компе- тенции Языковая компетенция предполагает «освоение знаний о языке как знако- вой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функциониро- вании; …овладение основными нормами русского литературного языка, обога- щение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирова- ние способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользо- ваться различными лингвистическими словарями» [5, с. 72]. А) Упражнения на материале пословиц при изучении грамматических тем Возможная реализация: ученики находят в предложениях, представляющих собой пословицы, различные грамматические явления: заданные части речи, их грамматические особенности; заданные синтаксические конструкции. Пример: В данных предложениях- пословицах найдите глаголы. Опреде- лите их наклонение. Укажите, какими членами предложения они являются: Не учись до старости, учись до смерти. Давши слово держись, а не давши крепись. Не ищи красоты, ищи доброты [3]. Б) Упражнения на материале пословиц при изучении лексических тем Возможная реализация: ученики находят в предложениях, представляющих собой пословицы, различные типы лексических единиц: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Пример: В заданных предложениях – пословицах найдите антонимические пары: Старый друг лучше новых двух. За что купил, за то и продаю. Где умному горе, там глупому веселье. Лжи много, а правда одна [3]. В) Упражнения на материале пословиц при изучении орфографических и пунктуационных тем Возможная реализация: записывая заданные предложения – пословицы, ученики решают орфографические и пунктуационные задачи: вставляют пропу- щенные буквы и знаки препинания. Пример: Прочитайте пословицы. Объясните, как вы понимаете их конкрет- ное и обобщённое значение. Спишите, объясняя выбор букв после шипящих:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=