Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 130 1. Упражнения на материале паремий при формировании коммуникативной компетенции. Под коммуникативной компетенцией понимается «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умени- ями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V–VII, VIII–IX классы)» [5, с. 71]. А) Упражнения, направленные на обогащение словарного запаса учащихся пословицами и поговорками. Возможная реализация: ученикам предлагается ряд пословиц и поговорок. Учащиеся объясняют их конкретное и обобщённое значение (с помощью учителя или по словарю); если пословицы были им неизвестны, запоминают формули- ровки. Пример: Знакомы ли вам следующие пословицы: Не было ни гроша, да вдруг алтын; То мудрено, что на льду сварено; Всякую ягоду в руки берут, да не всякую в кузов кладут [3]. Как вы понимаете их значение? В каких ситуациях их можно употребить? Это направление работы по обогащению словаря учеников редставляется чрезвычайно важным, поскольку продолжает существовать негативная тенден- ция сокращения в активном речевом запасе учеников фонда пословиц и погово- рок. Уже в конце 20 века в эксперименте Г. Л. Пермякова было отмечено, что соотношение «паремиологического минимума» и «основного паремиологиче- ского фонда» [2, с. 49] показало, что носители языка имеют представление о весьма незначительной части имеющихся в нашем языке пословиц и поговорок. Полученные Г. Л. Пермяковым данные определяли это соотношение как 5 к 1. [2, с. 50]. Учитывая современные тенденции в отношении общего речевого раз- вития школьников, есть основания предполагать, что для данной возрастной группы сейчас показатели могут быть ещё ниже. Б) Упражнения, направленные на уточнение значений пословиц и поговорок. Возможная реализация: ученикам предлагается известная им пословица или поговорка; дети самостоятельно интерпретируют её значение; учитель при необ- ходимости корректирует их ответы. Пример: Прочитайте пословицы, объясните их значения: Кошке игрушки, а мышке слезки. Не зная броду, не суйся в воду. Пар костей не ломит. По Сеньке и шапка. Чему быть, того не миновать; Шила в мешке не утаишь [3]. Проверьте себя по словарю. В) Упражнения, направленные на актуализацию изученных пословиц. Возможная реализация: ученикам предлагается выбрать из заданного списка или подобрать самостоятельно подходящую по смыслу пословицу к тек- сту или ситуации. Пример: Какой пословицей можно выразить основную мысль (одну из ос- новных мыслей) рассказа К. Г. Паустовского «Стальное колечко»? Выберите наиболее подходящую, по вашему мнению, из предложенного списка: Своя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=