Университет XXI века: научное измерение

Пленарное заседание 13 родным от рождения языком и приобретенным в процессе социализации. Мы от- носим этих детей к группе билингвов первого порядка. Такие билингвы форми- руются в силу того, что коренные жители Чечни используют русский язык в качестве языка межнационального общения. Таблица 1 Результаты опроса по распространенности билингвизма в образовательной среде Субъект РФ Кол-во учащихся- билингвов (чел.) Кол-во учащихся – инофонов (чел.) Кол-во учащихся, использую- щих другой язык и прак- тически не владеющих русским (чел.) Кол-во учащихся, использую- щих чаще другой язык, владеющих русским языком ограниченно (чел.) Кол-во учащихся, использую- щих в равной степени два языка (чел.) Чеченская Республика 255 648 1 836 1 418 18 438 276 650 Краснодарс- кий край 11 742 361 36 287 8 894 Московская область 17 885 2 112 800 2 538 13 326 Тульская область 2 650 184 29 189 2 235 В Московской области по результатам анкетирования выявлено 17885 би- лингвов, в том числе 13326 обучающихся, которые относятся к категории «абсо- лютный билингвизм», т. е. одинаково владеют двумя языками. Следует заметить, что 800 обучающихся используют свой родной язык и практически не владеют русским, а еще 2538 человек владеют русским языком достаточно ограниченно. В целях определения направлений психолого-педагогического сопровожде- ния и, в дальнейшем, интеграции детей-билингвов в образовательное простран- ство нами была разработана и реализована анкета для педагогических работни- ков данных субъектов Российской Федерации. Результаты анкетирования показали, что дети-билингвы испытывают труд- ности в овладении законами русского языка и недостаточно быстро и глубоко осваивают материал по школьным предметам. Особенно наглядно это выявлено по трем субъектам, в которых дети демон- стрируют трудности в обучении, трудности в коммуникации и трудности с соци- ализации.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=