Университет XXI века: научное измерение

Русский язык и отечественная литература: теория и дидактическая практика 129 М. Ю. Барабанова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПАРЕМИИ В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ: АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ Аннотация. В статье рассматривается изучение в средней школе паремиологических единиц в свете реализации заложенного во ФГОС компетентностного подхода; приводятся примеры упражнений, направленных на изучение паремий и способствующих формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций. Ключевые слова: компетентностный подход; языковая, коммуникативная, культуровед- ческая компетенции; паремиологическая единица; паремия; языковое упражнение. Федеральный государственный образовательный стандарт общего среднего образования относительно изучения предметной области «Филология» предпо- лагает реализацию компетентностного подхода, то есть формирование и разви- тие «коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культу- роведческой компетенций» [5, с. 71]. Компетентностный подход распространяется на всё многообразие единиц русского языка, но значение изучения паремий в указанном аспекте трудно пе- реоценить. В современной лингвистике понятие «паремия» толкуется «как устойчивое вы- сказывание, представляющее собой целостное предложение дидактического содер- жания» [2. с. 25]. Состав паремиологических единиц трактуется по-разному: от уз- кого, когда к ним относятся только пословицы и поговорки, до весьма широкого, ко- гда под паремиологическими единицами понимаются фразеологизмы, пословицы, поговорки, притчи, афоризмы, девизы, апофтегмы, максимы, аксиомы, диалогизмы, веллеризмы, приметы, загадки, прибаутки, присловья, присказки, заповеди, слоганы, антипословицы, крылатые фразы из кинофильмов и подобные им изречения. В школьном обучении не используется термин «паремия», однако для учеб- ных целей представляется разумным ограничить трактовку термина традици- онно узким смыслом и понимать под ним только пословицы и поговорки. Дан- ные паремии рассматриваются в школьном курсе литературы как малые жанры русского фольклора. Их изучение начинается в начальной школе и продолжается в средних и старших классах. На уроках русского языка пословицы и поговорки специально не рассмат- риваются, но обычно используются как дидактический материал при формиро- вании языковых компетенций различного типа. Реализация компетентностного подхода к изучению русского языка может быть осуществлена при использовании определённой совокупности упражне- ний, основанных на использовании паремиологических единиц.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=