Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2021 106 рое может быть обусловлено с одной стороны, со стороны предложения, сниже- нием качества образования, которое стало утрачивать функцию формирования человеческого капитала, с другой стороны, со стороны спроса, не востребован- ностью человеческого капитала рынком труда. Проблемы российского рынка труда, на котором постепенно повышается уровень образования работников постоянно анализируются и обсуждаются [6]. Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что избыточной уровень образования работников на российском рынке труда обуславливает снижение оценки человеческого капитала, формируемого в системе образования, лишь не- много больше снижения оценки человеческого капитала, формируемого в системе образования, в наиболее развитых странах, в которых образование продолжает эф- фективно обеспечивать формирование человеческого капитала несмотря на сег- ментацию рынка труда. Объяснить полное обесценивание человеческого капи- тала, формируемого в системе образования, проблемами рынка труда невоз- можно. Таким образом, причины обесценивания человеческого капитала, форми- руемого в системе образования, следует искать в проблемах системы образования. Проблемы системы образования, способствующие утрате системой функ- ции формирования человеческого капитала, может быть связана с системами управления и финансированием образования. Финансирование системы образо- вания в России составляет 3,7 % ВВП, что соответствует 120 месту в рейтинге стран мира по доле расходов на образование в ВВП [7]. Этот уровень финанси- рование образования можно считать недостаточным. С учётом того, что в сред- няя величина финансирование образования в мире составляет немногим более 5% ВВП, нельзя считать ограниченное финансирование образования в России основным фактором проблем системы образования. Главным фактором, порож- дающим проблемы образования, является неэффективность управления, которое в системе образования основывается на устаревших подходах и принципах, ко- торые характеризуются как административно-контрольный стиль управления, [13, 14, 15]. Управление в постиндустриальной экономической системе претер- пело существенные изменения по сравнению с управлением в предшествующий индустриальный период, в течении которого сформировался административно- контрольный стиль управления, восходящий к тейлоризму. Современные по- ходы и методы управления, овладение которыми необходимо при переходе к постиндустриальной экономике, рассматриваются во множестве опубликован- ных работ, в которых показано, как в международных копаниях, правительствен- ных органах многих страх ещё в последней четверти XX века происходил отказ от административно-контрольного стиля управления, основанный на командах и контроле, и переход к стилю, основанному на обеспечении координации дея- тельности [8, 9, 10]. В административной-контрольной системе управления об- разованием органы управления на государственном уровне утверждают доку- менты, определяющие форму, содержание образования, структуру учебных про- грамм, результаты обучения, условия обучения, количественные натуральные и финансовые нормы, которые систематически подвергаются контролю, прежде всего, путём контроля множества документов, большинство которых создаются для целей контроля. В течение последних десятилетий в системе образования

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=