Университет XXI века: научное измерение

Экономика и управление 105 Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская Тульский государственный педагогический университете им. Л. Н. Толстого ФОРМИРУЕТ ЛИ ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ? Аннотация. В работе показано обесценивание человеческого капитала, утрата образо- ванием своей важнейшей функции, состоящей в формировании человеческого капитала. Рас- сматриваются причины этого явления, состоящие в устаревшей командно-контрольной си- стеме управления образованием, в ограниченном финансировании, в непрерывных реформах, содержание которых не является достаточно обоснованным и снижает качество образования. Ключевые слова: качество образования, реформы образования, система управления, ко- мандно-контрольный стиль. Человеческий капитал представляет производственный ресурс, которым об- ладает человек в виде способности к труду, приносящему ему доход в форме за- работной платы [1]. Ценность человеческого каптала определяется приносимым этим капиталом доходом – заработной платой. Важнейшим инструментом фор- мирования человеческого капитала является образование [1, 2, 3]. Исследования уровня оплаты труда фабрично-заводских рабочих, выполненные в начале XX века английскими и российскими статистиками, позволили установить, что каждый год обучения в системе образования обеспечивает значительное повы- шение оплаты труда рабочего [2]. Многочисленные дальнейшие исследования подтвердили положение о том, что образование является важнейшим фактором формирования человеческого капитала и повышения уровня оплаты труда, они послужили основой создания теории человеческого капитала, сформулирован- ной лауреатами нобелевской премии Г. Беккером и Т. Шульцем [1, 3]. Начиная с 2005 года Росстат регулярно собирает и обобщает данные, харак- теризующие оплату труда занятых работников по отраслями, регионам, профес- сиям, уровню образования, полу, возрасту, опыту работы [4]. Эти данные позво- лили установить, что в период с 2009 по 2019 год в экономике России стало наблюдаться уникальное явление: влияние образования на оплату труда работ- ников стало неуклонно снижаться [5]. В 2019 году среднее профессиональное образование, среднее (полное) общее образование и основное общее образование престали обеспечивать преимущество в оплате труда по сравнению с оплатой труда работников, которые не имеют основного общего образования. Преимуще- ство в оплате труда работников с высшим образование по сравнению с оплатой труда работников, которые не имеют основного общего образования, за 10 лет сократилось в 2,2 раза, что позволяет прогнозировать утрату этого преимущества к 2027 году. Таким образом в современной экономике России наблюдается обес- ценивание человеческого капитала, формируемого в системе образования, кото-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=