Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы социальных наук и философии 103 он оказывает влияние на формирование коллективной исторической памяти. Его роль – и рассказывать о реальном событии, и мистифицировать его. В социальном пространстве военное кино фиксирует и репрезентирует не столько исторические факты, сколько представления о них. Отражая имеющиеся представления об исторических событиях, военный фильм, вместе с тем, активно (спонтанно и/или идеологически целенаправленно) формирует их, «запуская» сложные процессы трансфигурации и взаимодействия автобиографической и коллективной памяти. Коммеморация «достраивает» социально-культурную ин- фраструктуру памяти, часть которой, используется постоянно, а часть – «откла- дывается на потом». Элементами такой инфраструктуры выступают различного рода символические ресурсы, среди которых свое место занимает и кино [1]. Анализируя игровое кино о войне, можно установить взаимосвязи между реальными историческими событиями и представлениями о них в массовом со- знании, проследить динамику формирования исторической памяти. В силу спе- цифичности источника, для анализа кинофильма как практики коммеморации необходим междисциплинарный подход, методы исторического анализа должны быть с необходимостью дополнены методами визуальных исследований. Литература 1. Ассман, А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историче- ская политика / А. Ассман. – М.: НЛО, 2014. 2. Базен, А. Что такое кино? / А. Базен. – М.: Искусство, 1972. 3. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр. – Тула, 2013. 4. Соколов, В. Киноведение как наука / В. Соколов. – М.: НИИ киноискус- ства, 2008. 5. Clarke, J. War Films / J. Clarke. – L.: Virgin, 2006. 6. Eberwein, R. The Hollywood war film / R. Eberwein. – Oxford: John Wiley & Sons Limited, 2010. 7. Virilio, P. War and Cinema: The Logistics of Perception (Radical Thinkers) / P. Virilio. – L.: Verso, 1989.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=