Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы социальных наук и философии 101 М. И. Ромашин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИГРОВОЕ КИНО КАК КОММЕМОРАТИВНАЯ ПРАКТИКА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ ФИЛЬМОВ О ВОЙНЕ Аннотация. Коммеморативная практика – социальная стратегия, направленная на со- хранение, трансформацию, реконструкцию прошлого, исходя из потребностей настоящего и стремления регуляции будущего. Игровое кино о войне является одним из акторов подобной деятельности. В статье рассмотрены ключевые подходы к его междисциплинарному анализу. Ключевые слова: коммеморация, игровое кино, военное кино. Истории о войне существуют столько же, сколько люди воюют друг с дру- гом. Зону конфликта не случайно называют «театром боевых действий». В книге «Война и кино» П. Вирильо писал: «Мы никогда не сможем вырваться из этого волшебного зрелища, потому что его цель – создание спектакля: повергнуть врага – это не столько захватить его, сколько ‟пленитьˮ» [7, р. 14]. Почему же люди смотрят фильмы о войне? Первой демонстрацией военного кино считается показ в июле 1898 г. в Eden Musee (Нью-Йорк) лент о испано-американской войне на Кубе. Эти фильмы были отчасти постановочными, отчасти документальными: парад моряков, бро- неносец «Мэн» на рейде Гаваны, похороны погибших, штурм Сантьяго и т. д. New York Mail and Express в те дни писала, что «зрители откликнулись на фильмы с таким энтузиазмом, что многие картины пришлось показывать второй раз» [6, p. 8]. Новая визуальная технология (которая еще во многом воспринималась как аттракцион) и новый жанр стали иным способом восприятия и обработки опыта войны – более непосредственным, чем газетные новости, и, вместе с тем, более дистанцированным от реальных событий, превращенным в «коллективное без- опасное зрелище» [Ibid.]. Первая мировая существенно подтолкнула развитие жанра: в 1918 г. вышел один из первых игровых военных фильмов – «Крестоносцы Першинга» о прибы- тии американских войск в Европу. Развитие жанра отзывалось на актуальные за- просы общества. Мировые войны сформировали «представление о том, как мо- жет выглядеть и звучать война» [5, p. 9]. Фильмы 1920–50-х годов были сняты с благоговением к полям сражений и доблести солдат; к 1960-м гг. в жанре про- изошел сдвиг в сторону боевика ( The Great Escape, 1963; Where Eagles Dare , 1968 и др.). Но к концу того же десятилетия вымышленные рассказы о победоносных битвах сменились драматическим переосмыслением военных событий. Фильмы о войне теперь адресовали зрителю более сложные послания, которые не огра- ничивались «фанатичными упражнениями в ура-патриотическом размахивании

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=