Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 98 Б. Г. Юдин [35] расширяет понятие человеческого потенциала: – вводит различие образовательной и культурной составляющей человече- ского потенциала; – предлагает использовать для оценки ситуации с правами человека – важ- ным условием реализации потенциала – показатель количества жалоб по нару- шению прав человека, с которыми обращаются граждане; – определяет понятие интеллектуального потенциала, рассматривая его как присущую человеку способность мышления, рационального познания. Некоторые исследователи рассматривают интеллектуальный потенциал человека и его значение [31, 35]. В российской и зарубежной науке проводятся междисциплинарные иссле- дования человеческого потенциала. Значительный интерес представляют исследования российского психолога Д. А. Леонтьева в области психологии личности [7 и др.], в которых он, в част- ности, вводит в научный оборот понятие «личностный потенциал». Учёный предлагает рассматривать личностный потенциал как потенциал саморегуля- ции. Это понятие соотносится не с самими ресурсами, которыми обладает че- ловек, а с тем, как он ими управляет. Очень важным вопросом для концепции развития человеческого потен- циала является возможность его измерения и мониторинга [12, 14]. Практи- чески одновременно с возникновением концепции развития человека встала проблема количественной оценки достижений в области улучшения жизни лю- дей во всём мире. Основной инструмент для измерения социально-экономического прогрес- са – индекс человеческого развития (индекс развития человеческого потенциа- ла) (ИРЧП) был предложен в процессе подготовки первого Доклада о развитии человека 1990 г. и разработан Махбубом уль-Хаком. В основу индекса положе- ны реальные числовые показатели, имеющие статистическое выражение, отра- жающие достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения об- разования и фактического дохода её граждан. Индикаторами выступают индекс долголетия, индекс образования, индекс валового национального дохода. В 2010 г. ИРЧП подвергся существенной корректировке, а семейство индикато- ров было расширено следующими: индекс развития человеческого потенциала, индекс гендерного неравенства, индекс многомерной бедности. Процесс расширения и совершенствования ИРЧП продолжается. Многие авторы признают указанные индикаторы необходимыми, но не достаточными, нуждающимися в дополнении. На преодоление отставания России по ИРЧП и постепенное увеличение инвестиций в человека была нацелена принятая в 2008 г. Концепция долго- срочного социально-экономического развития Российской Федерации на пери- од до 2020 года [9], в которой содержится специальный раздел «Развитие чело- веческого потенциала». В него включены все основные аспекты человеческого развития: демографическая политика и политика народосбережения; развитие здравоохранения; развитие физической культуры и спорта; развитие образова- ния; развитие культуры и средств массовой информации; развитие рынка труда;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=