Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы социальных наук 97 Существует определённая взаимосвязь между человеческим капиталом и человеческим потенциалом. Понятие «человеческий потенциал» в современной науке достаточно размыто. По мнению А. М. Лунева, человеческий потенциал – синоним понятия «человеческий капитал», а «понятия «человеческий потенциал» и «интеллекту- альный потенциал» адекватны» [32, с. 358]. В обстоятельной монографии «Проблемы развития человеческого потен- циала» [14] приведены, в частности, результаты исследования теории и истории данного вопроса. Со второй половины 80-х по 90-е гг. ХХ в. происходит науч- ное переосмысление целей и задач общественного развития. Общепризнанным становится понимание приоритета развития человека и человеческого потенци- ала, которое получило научное обоснование и было включено во многие наци- ональные программы развития и проекты международного сотрудничества. Программные документы ООН явились подтверждением того, что «развитие человеческого потенциала рассматривается как основа движения устойчивого экономического роста, причём экономический рост выступает не самоцелью, а средством их обеспечения» [37]. Такой подход возник не сразу. Процесс формирования концепции челове- ческого потенциала происходил как результат многовекового поиска критерия общественного прогресса. Основоположником современной концепции развития человеческого по- тенциала считается лауреат Нобелевской премии по экономике (1998 г.) Амар- тии Сена. Он трактует развитие человека как расширение его возможностей, а не возрастание только материального или экономического благосостояния [см. 18]. Разработки А. Сена получили продолжение в ежегодных докладах меж- дународной организации «Программа развития ООН» (ПРООН) «Отчёт о раз- витии человечества». Первый из них был представлен в Глобальном Докладе о человеческом развитии в 1990 г. группой исследователей под руководством пакистанского экономиста Махбуба уль-Хака [39]. Начиная с 1995 г. издаются национальные доклады о человеческом развитии – в том числе в России. В Российской Федерации на протяжении ряда лет теоретические разработ- ки концепции человеческого потенциала велись в Институте человека РАН под руководством Б. Г. Юдина (до 2004 г.) и в Институте философии РАН. В нас- тоящее время исследования в этой области продолжает Институт гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета и действующий в его составе Центр биоэтики. Ряд отечественных авторов рассматривают человеческий потенциал как накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, профес- сиональной компетентности, творческой, гражданской активности (А. Г. Вишнев- ский, С. А. Васин, Ж. А. Зайончковская, А. Б. Докторович, К. К. Колин и др.). А. Б. Докторович [2] выделяет следующие компоненты человеческого по- тенциала: долголетие и здоровье, образованность и высокая профессиональная квалификация, информированность, наличие доступа к ресурсам, необходимым для поддержания достойного уровня жизни, возможность проявлять социаль- ную активность и участвовать в жизни общества.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=