Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 96 Е. Г. Шаин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация. На основе анализа современных концепций человеческого потенциала раскрываются подходы к исследованию возможностей региональной системы социального обслуживания как инструмента сохранения и развития подобного потенциала. Ключевые слова: человеческий капитал; человеческий потенциал; социальное обслу- живание; региональная система социального обслуживания; возможности различных видов организаций социального обслуживания. Исследования в области человеческого капитала традиционно вели и ведут в настоящее время учёные в области экономики, философии, социологии, поли- тологии. Сравнительно недавно эта проблематика нашла отражение и в отдель- ных публикациях по теории и технологии социальной работы. В современном виде концепция человеческого капитала была сформули- рована в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века в рамках чикагской школы Теодором В. Шульцем, который опубликовал в 1961 г. работу «Инвестиции в человеческий капитал» [38], а также в работе Г. Беккера «Человеческий капи- тал» [36], посвящённой тем же самым проблемам. Сравнительный анализ источников показал, что в настоящее время сущест- вует множество формулировок понятия «человеческий капитал» [см. 4, 8, 16, 19]. Некоторые авторы рассматривают его как составную часть интеллектуаль- ного капитала [3]; весьма часто под человеческим капиталом понимают «сфор- мированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и мотива- ций, отражающих совокупность физических, интеллектуальных и психологиче- ских качеств и способностей личности» [33, с. 49]. К. А. Эрфурт [34] под термином «человеческий капитал» понимает «сформированный путём инвести- рования, накопленный, капитализированный запас персональных качеств, реа- лизация которых приводит к получению как экономического, так и внеэконо- мического дохода в производственной и непроизводственной жизнедеятель- ности человека». Для целей нашего исследования мы будем использовать подход Шульца, согласно которого под человеческим капиталом понимают средства, которые вложены в человека для развития его человеческого потенциала. По мнению американского социолога Н. Смелзера, в теории «человеческо- го капитала» «содержится «рациональное зерно», поскольку она утверждает, что усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем, и суще- ствует связь между капиталовложениями и вознаграждениями» [20, с. 430].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=