Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 9 нию и решению учебных проблем – необходимое условие подготовки к реше- нию проблем, связанных с профессиональной деятельностью; а межпредмет- ное содержание позволяет интегрировать знания из различных учебных дисци- плин. Примером может служить задание: «В физиологических условиях темпе- ратура тела человека выше температуры окружающей среды (36 °С против 20 °С). Объясните, чем обусловлена эта разница». Для выполнения ситуацион- ных заданий студентам предлагается использовать различные информацион- ные источники, а результаты представить в виде таблицы с указанием следую- щих данных: ‒ основная проблема (противоречие); ‒ решение проблемы (в виде вывода); ‒ аргументация решения проблемы (выявленные взаимосвязи); ‒ графическое отображение взаимосвязей, использование химического языка; ‒ использованные информационные источники. В наиболее полной мере оценить все компоненты информационных компетенций, в том числе и рефлексивный, позволяют учебные проекты (табл. 1). Для химических дисциплин акцент в тематике проектов, на наш взгляд, должен быть сделан на методах исследования, используемых в хими- ческой науке. Таблица 1 Критерии и показатели оценивания информационных умений при выполнении и защите учебного проекта Критерии Показатели Поиск информации Количество и качество привлечённых к выполнению задания ин- формационных источников (соответствие тематике задания, уровню предъявляемых требований на данном этапе обучения, научность и достоверность информации, использование разных видов информационных источников, в том числе информацион- ных баз данных) Анализ информации Выявлять взаимосвязи в информации (иерархия понятий, при- чинно-следственные связи и т. д.); определять проблему (выяв- лять противоречие) Синтез информации Приводить решение проблемы; приводить аргументацию реше- ния; обобщать информацию (делать выводы) Предъявление информации Составлять доклад; разрабатывать компьютерную презентацию; проводить библиографическое описание информационных ис- точников; выступать перед аудиторией; участвовать в обсужде- нии при защите проекта (отвечать на вопросы, задавать вопросы) Рефлексия Осуществлять рефлексию процесса разработки проекта и полу- ченных результатов Следует подчеркнуть, что при составлении диагностической программы сформированности информационных компетенций, мы исходили из рекомен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=