Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 8 Для исследования мотивов учебно-профессинальной деятельности выбра- на методика А. А. Реан, В. А. Якунина [3], позволяющая на основе балльного оценивания, проводимого студентами, выявить преобладающие виды мотивов (коммуникативные, мотивы избегания, престижа, профессиональные, мотивы творческой деятельности, учебно-познавательные, социальные). Выявление значимости мотивов информационной деятельности для про- фессиональной подготовки предлагаем проводить на основе ранжирования сту- дентами значимости универсальных компетенций, приведённых в ФГОС ВО − бакалавриат 3++. Изучение потребности студентов в учебно-информационной деятельности осуществляется посредством анализа анкет. Так, об интенсивности потребности можно судить по времени, которое студент выделяет на учебную работу с пе- чатными и электронными информационными источниками, по регулярности и систематичности учебной работы с информацией. О направленности учебно- информационных потребностей свидетельствует выбор предпочитаемых видов работ с интернет-ресурсами на аудиторных занятиях (поиск информационных источников, анализ данных, просмотр видеофрагментов, работа с химическими программами (составление химических формул, моделирование химических объектов), компьютерное тестирование (тренинг) или необходимо указать дру- гие виды). Студентам предлагается отметить наиболее часто используемые ис- точники получения информации, в том числе, привести названия информаци- онных порталов, электронных библиотечных систем. От сформированности когнитивного и операционального компонента ин- формационной компетентности во многом зависит успешность усвоения обра- зовательной программы. При выполнении учебных заданий (устные и письмен- ные работы со свободным конструированием ответов, тестирование, решение задач, выполнение на лабораторных занятиях химического эксперимента и ана- лиз полученных данных, разработка и защита учебных проектов) качество по- лученных продуктов учебной деятельности во многом зависит от владения ин- формационным инструментарием. В этой связи учебные задания могут исполь- зоваться как средства оценивания уровня информационных компетенций (ре- продуктивный, частично-поисковый, исследовательский) в зависимости от ха- рактера учебно-познавательной деятельности при выполнении заданий. Актив- ное участие в научно-исследовательской работе, в научно-практических конфе- ренциях, самостоятельная подготовка научных публикаций и т. п., наряду с от- личной учебной успеваемостью, может служить показателем высокого уровня информационных компетенций. Непосредственно для диагностики когнитивного и операционального ком- понента информационных компетенций предлагаем использовать ситуацион- ные задачи. Они имеют компетеностно-ориентированный характер, так как позволяют выявлять не только предметные знания и умения, но и освоенные универсальные действия. Система умений работать с информацией характери- зуется проявлением операций мыслительной деятельности, разработкой про- грамм деятельности и принятием решений. Важным требованием к подобным задачам выступает их проблемный характер, поскольку готовность к выявле-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=