Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 71 чение студентов старших курсов к практическому участию в учебно-воспи- тательном процессе школы. Большой опыт работы в этом направлении был накоплен в МГПИ им. В. И. Ленина, ЛГПИ им. А. И. Герцена [8, с. 363], Туль- ском ГПИ им. Л. Н. Толстого, Полтавском педагогическом институте [4] и дру- гих вузах страны. Ведущую роль в данной деятельности играли кафедры пред- метных методик, педагогики и психологии. Мы проанализировали и собственный опыт работы в указанный период в качестве доцента кафедры общей педагогики Ташкентского ГПИ им. Низами. Через систему подшефных школ, которые имелись у каждого факультета вуза, были созданы условия для обязательного еженедельного взаимодействия сту- дентов со школьниками. Будущие учителя выступали в качестве руководителей предметных кружков, отрядных пионервожатых, организаторов коллективных творческих дел учащихся. В то же время наиболее опытные учителя этих школ работали в качестве почасовиков на кафедрах методики преподавания профильных дисциплин, ру- ководили педагогическими практиками студентов. В свою очередь, часть пре- подавателей кафедр педагогики, частных методик вуза были одновременно и школьными учителями. Являясь зам. директора по науке ташкентской гимназии № 107 им. Зои Космодемьянской и ведя уроки по психологии в старших клас- сах, я получал возможность не только в институтской аудитории, но и непо- средственно в школе помогать будущим учителям в их практической подготов- ке к педагогической деятельности. В летний период, начиная со 2 курса, все студенты в качестве вожатых ра- ботали в пионерских и профильных детских лагерях, трудовых объединениях старшеклассников, по месту жительства детей. Подобная системная деятельность будущих учителей непосредственно со школьниками существенно влияла на формирование их готовности к професси- онально-педагогической работе. С начала 90-х гг. в России реформирование высшего образования, в том числе педагогического, во многом шло путём ориентирования на европейские стандарты и забвения предшествующего отечественного опыта. Анализ показывает, что при всех очевидных достоинствах действующего ФГОС ВО – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование его реализация не создаёт достаточные условия для качественных подвижек в подготовке будущих учителей. Не отрицая необходимость развития современных подходов к практиче- ской подготовке будущих учителей, использования в этом процессе инноваци- онных идей зарубежных коллег, мы вместе с тем предполагаем, что прогноз- ный потенциал опыта практической подготовки будущих учителей в России до 1917 г. и, особенно, в СССР далеко не исчерпан и может быть использован для успешной реализации приоритетного национального проекта «Образование», совершенствования действующей законодательной нормативной базы педаго- гического образования в России.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=