Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 70 Е. Г. Шаин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОГНОЗНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В РОССИИ ДО 1917 г. И В СССР Аннотация. В статье представлены некоторые результаты исследования прогнозного потенциала опыта практической подготовки будущих учителей в России до 1917 г. и в СССР. Ключевые слова: прогнозный потенциал, опыт практической подготовки будущих учи- телей в России до 1917 г. и в СССР. В настоящее время, что подтвердилось и на прошедших в 2020 г. Всерос- сийских педагогических форумах, актуализировалась проблема практической подготовки будущих учителей в системе педагогического образования. При этом акцент делается на поиск, как утверждается, современных подходов к ре- шению этой действительно важной задачи, использовании в этом процессе ин- новационных идей зарубежных коллег. Вместе с тем предается забвению отече- ственный дореволюционный и советский опыт работы в данном направлении. Мы проанализировали опубликованные педагогические источники [5, 6, 7, 8, 9, 10], а также ряд документов [3 и др.], публикаций разного времени о прак- тике педагогического образовании [1, 2, 4, 11 и др.] с целью выявления про- гнозного потенциала опыта практической подготовки будущих учителей в Рос- сии до 1917 г. и в СССР. Для цели нашего исследования под прогнозным потенциалом мы понима- ем возможности использования подобного опыта для решения аналогичных за- дач в промежутке времени от настоящего в будущее. Российский исследователь Ф. Г. Паначин показал [см. 9], что в опыте под- готовки учителей в России, начиная уже с середины XVIII в., появились подхо- ды и к практической её составляющей, которые развивались и совершенствова- лись (при всей нелинейности этого процесса) вплоть до 1917 г. Противоречивый процесс становления системы подготовки педагогиче- ских кадров в СССР также включал в себя, в частности, поиск путей совершен- ствования практической подготовки студентов [см. 10]. В середине 80-х гг. XX в. была начата широкомасштабная реформа обще- образовательной и профессиональной школы [3], актуализирующая, в том чис- ле, передовой опыт подготовки будущих учителей. При этом значительное внимание уделялось совершенствованию практи- ческой подготовки студентов. С 1984/85 учебного года была введена непрерыв- ная педагогическая практика, предусматривающая формирование у студентов младших курсов разнообразных навыков общественной деятельности и привле-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=