Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 7 И. М. Ахромушкина, Т. Н. Валуева, А. А. Романова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ Аннотация. В статье представлена программа диагностики информационных компе- тенций бакалавров: мотивационного, когнитивного, операционного, рефлексивного компо- нентов. Ключевые слова: ФГОС ВО, компетентностный подход в высшем образовании, ин- формационные компетенции, диагностические методики. Многие требования, предъявляемые к специалисту в условиях информаци- онного общества, связаны с овладением информационными компетенциями: способность эффективно работать с информацией, постоянно пополнять багаж знаний и умений, быть в курсе новых тенденций в области своей профессио- нальной деятельности. В классификации универсальных компетенций А. В. Хуторского информа- ционные компетенции выделены в отдельную группу и подразумевают «владе- ние способами деятельности по отношению к информации в учебных предме- тах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение совре- менными средствами информации и информационными технологиями; навыки поиска, анализа и отбора необходимой информации, её преобразования, сохра- нения, передачи, защиты» [1]. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего об- разования (ФГОС ВО − бакалавриат 3++) обозначена универсальная компетен- ция «системное и критическое мышление» (УК 1): «Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач»; отметим, что универсальные компетенции являются общими для всех направлений подготовки и специальностей. В пе- речне общепрофессиональных компетенций ФГОС ВО − бакалавриат по нап- равлению подготовки 04.03.01 Химия непосредственно связаны с информаци- онными умениями две компетенции из шести: ОПК-5 и ОПК-6. Сложность диагностирования сформированности компетенций обусловлена их интегративным характером, а для универсальных компетенций – их наиболее высокой степенью обобщённости. В обзоре диагностического инструментария для выявления динамики развития универсальных компетенций [2] раскрывается ак- туальность и современное состояние исследования данной проблемы, подчёрки- вается необходимость расширения и обновления методик диагностики. С целью изучения информационных компетенций бакалавров − химиков нами составлена диагностическая программа, учитывающая мотивационный, когнитивный, операционный и рефлексивный компоненты.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=