Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 61 становится наглядной и творческой. Успех в осуществлении проекта возможен при грамотной организации работы учителем и строгом контроле самостоя- тельной деятельности учеников на разных этапах проекта. Стадии исследовательской работы над проектом берут свое начало в проб- лемном обучении. 1. Этап методической подготовки. Планирование. Продумы- вание темы проекта учителем. 2. Создание учителем проблемной ситуации. 3. Формулирование проблемы. Утверждение названия проекта. Выбор индиви- дуальных направлений исследования учениками и обсуждение гипотез решения проблем. Разделение на группы. Каждая из групп занимается исследованием в рамках поставленной перед ними проблемы. 4. Процесс решения проблемы. Ученики составляют план проведения исследования, распределяют между со- бой роли, выбирают форму представления результатов проектной работы (пре- зентация Power Point, устный доклад, выпуск стенгазеты и т. д.). Учитель зани- мается консультированием отдельных учеников и исследовательских групп. 5. Доказательство гипотезы. Представление результатов исследовательской ра- боты. 6. Рефлексия. В качестве примера проектной деятельности можно привести исследова- тельскую работу девятиклассников на уроках литературы, посвященных изуче- нию поэзии романтизма. Старшие школьники обладают высоким потенциалом к осуществлению самостоятельной поисковой деятельности. Возрастные осо- бенности учеников переходного возраста (стремление к индивидуализму, поис- ки идеала и т. д.) способствуют личностному переосмыслению темы. Тема проекта: «В. А. Жуковский как основоположник Романтизма на рус- ской почве»» – изучение творчества В. А. Жуковского в контексте художе- ственного направления романтизм. Ученики разделены на малые группы (по 4– 6 человек). Темы исследований учащихся в рамках проекта: «Романтизм как центральное направлением в литературе и искусстве конца XVIII – начала XIX в.», «Основные признаки романтизма. Романтический герой – кто он?», «В. А. Жуковский – очерк жизни и творчества», «Приметы романтизма в про- изведениях В. А. Жуковского (анализ баллады «Светлана»)», «Приметы роман- тизма в произведениях В. А. Жуковского (анализ элегии «Море»)». Цель проек- та – создать у учащихся целостное представление о романтизме как художе- ственном направлении и рассмотреть особенности романтизма на русской поч- ве (на примере творчества В. А. Жуковского). При выполнении данного проекта предусмотрены разные виды деятельно- сти – самостоятельный поиск и обработка информации, работа в группах, кон- сультации с учителем. Учащиеся получают ценные навыки работы с различны- ми источниками информации – учебниками, печатными первоисточниками, электронными энциклопедиями, тематическими сайтами. Деятельность групп учащихся на итоговом занятии по защите проекта оценивает учитель. После выставления оценок проводится обсуждение резуль- татов. Рефлексия. 1. Вопросы учеников друг к другу. Обсуждается с какими трудностями учащиеся столкнулись при подготовке проекта, что нового узнали в процессе деятельности; 2. Самоанализ – как сам ученик оценивает своё иссле- дование? Что получилось и над чем следует поработать?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=