Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 60 Технология проблемного обучения на уроках литературы может быть реа- лизована в постановке проблемных вопросов в ходе беседы, через осуществле- ние частично-поисковой деятельности, в проектной деятельности. Рассмотрим подробнее особенности применения каждой из этих методик. Эвристическая беседа – одно из проявлений технологии проблемного обу- чения. Поиск истины через ряд вопросов берет своё начало от древнегреческого мыслителя Сократа. Метод эвристической беседы хорошо реализуется в кол- лективной работе и может быть использован в рамках школьного урока. Уче- ники обосновывают своё мнение, одновременно развивают умение слушать от- вечающего. Задавая проблемные вопросы, ответы на которые требуют от уча- щихся размышления над прочитанным, учитель литературы творчески органи- зует процесс познания, создавая эффект открытия. Беседа с учащимися по проблемным вопросам на уроках литературы, по- священных изучению романа А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе, направ- лена на понимание школьниками смысла литературного текста и развитие уме- ния выстраивать причинно-следственные связи при анализе сюжета произведе- ния. Вопросы к главам XI – XII, раскрывающие мотивы поведения благородно- го разбойника Дубровского: – «Почему никто из присутствующих гостей Трое- курова не узнал Дубровского? – Как Дубровский стал Дефоржем? – Какие каче- ства характера Дубровского проявились во время его пребывания в Покров- ском?» [1, с. 140]. Вопросы к главам XIII–XVIII, затрагивающие любовную те- му в романе: – «Как складывались отношения Марьи Кириловны и Владимира Дубровского? Почему она отказалась от его помощи?» [1, с. 140]. К моменту беседы текст романа прочитан. При ответе на вопросы ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках. Решается сразу несколько учебных задач: 1) складывается целостное представление о сюжете, причинах поступков героев романа «Дубровский», 2) ученики совершенствуют коммуникативные навыки, умение выстроить свой ответ логически, дать оценку действиям персо- нажей произведения. Составление читательского дневника как пример частично-поискового ме- тода и решение проблемной ситуации. Читательский дневник представляет со- бой самостоятельный анализ прочитанных учащимися произведений. Основой читательского дневника школьника служат произведения из списка летнего чтения на будущий учебный год. Развитие культуры осознанного чтения целе- сообразно начинать с 5 класса. План анализа прочитанных текстов учитель подбирает индивидуально для каждой учебной ступени. Приводим план анализа произведений из списка литературы для 6 класса: 1. Указать автора и название. 2. Перечислить действующих лиц. Высказать в 5–7 предложениях своё мнение о главном герое. 3. Описать понравившийся фрагмент/событие/сцену/эпизод. 4. Какие незнакомые слова встретились? Вы- писать и найти толкование (на примере 2–3 слов). 5. Написать отзыв, начав его словами: «Произведение мне понравилось/не понравилось, потому что..». Метод проектов – одна из инновационных разновидностей проблемного обучения. Благодаря технологическому аспекту, копьютеризации образова- тельного процесса, презентация результата поисковой деятельности учеников

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=