Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 59 Н. Н. Ходырева, М. А. Кувырталова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования методов проблем- ного обучения в практике современного педагога на уроках литературы в средней школе. Теоретические положения статьи проиллюстрированы примерами из опыта педагогической деятельности. Ключевые слова: педагогическая технология, проблемное обучение, проект, проектная деятельность, эвристическая беседа, читательский дневник, урок литературы. В стремительно меняющихся реалиях общества XXI века система образо- вания Российской Федерации также претерпевает существенные изменения. Вместо традиционной модели приращения знаний становится ценным овладе- ние универсальной системой ЗУН, необходимой для практической деятельно- сти в различных сферах. Возникает потребность в воспитании личности, уме- ющей находить решения, справляться с поставленными задачами. Развитие критического мышления, коммуникативной компетентности и творческого по- тенциала личности осуществляется на уроках литературы. В науке существует несколько определений термина педагогическая тех- нология. Б. Т. Лихачев делает акцент на глубине данного понятия. Мы, вслед за ученым, рассматриваем педагогическую технологию как весь «организационно- методический инструментарий педагогического процесса»[3]. Согласно клас- сификации Г. К. Селевко, проблемное обучение в настоящее время относится к группе технологий, объединенных по критерию «активизации и интенсифи- кации деятельности учащихся» [3]. Разработкой вопросов проблемного обучения в начале ХХ века занимались такие ученые, как Д. В. Вилькеев, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. Большой вклад в развитие теории проблемного обучения внёс М. И. Махмутов, рассматривавший его как «целостный тип обучения, существующий в практике» [2, с. 16]. М. И. Махмутов в своих научных работах расширяет понятийный сло- варь данного типа обучения (вводит принцип «проблемности», переосмысливает понятие «проблемы»). Известный ученый отмечает положительное влияние про- блемного обучения на развитие познавательной активности учеников, самостоя- тельности в приобретении знаний, повышения интереса к учению. Проблемное обучение включает в себя несколько этапов. 1. Подготови- тельный этап – выбор темы, актуализация знаний учеников. 2. Создание учите- лем проблемной ситуации. 3. Формулирование проблемы. 4. Работа над реше- нием проблемы. 5. Обоснование найденного решения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=