Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 57 исследователям вывить, с одной стороны, взаимосвязь и взаимозависимость всех его компонентов, с другой стороны, стимулировать «эффект резонанса» на основе синергии. Деятельностный подход предполагает целенаправленную организацию дея- тельности, имеющей адекватное содержание. Белорусские психологи учитыва- ют мысль А. А. Бодалева о том, что деятельность сама по себе нейтральна, и особая роль принадлежит отношениям в процессе деятельности. Только взаимоотношения «окрашивают» деятельность в те или иные цвета. Доверительные отношения предполагают: – уважение школьников и студентов; – уверенность педагога в том, что каждый обучающийся обладает значи- тельным потенциалом нравственного и интеллектуального развития; – эмоционально-ценностное восприятие любого ребенка; – убежденность в наличии у ребенка позитивных черт характера; – готовность педагога ставить задачи развития личности на основе доверия. Формирование доверия связано также с созданием ситуации успеха, со стимулированием позитивного самопринятия. Доверие предполагает чувст- во надежности, ситуативной полезности на каждом возрастном этапе разви- тия ребенка. Представляется важным еще один аспект подготовки студентов – при вза- имодействии с родителями школьников помочь им оптимизировать свои отношения с ребенком. Успешная реализация экспериментальных проектов в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы и Гродненском областном институте развития образования была поддержана Министерством образования Республики Беларусь и положительный опыт распространен на другие вузы. Анализ экспериментальной практики белорусских педагогов показал, что полезно адаптировать и включить в образовательный процесс российских университетов механизм формирования у студентов готовности выстраи- вать доверительные отношения со школьниками. Таким образом, изучение рис- ка как психологического, социального, педагогического феномена, характерно- го для высшего образования, открывает реальные возможности для его адрес- ной превенции. Литература 1. Рангелова, Е. О конфликте между поколениями / Е. Рангелова // Межпо- коленческие отношения: Современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке. – М., 2020. – С. 10–12. 2. Дубровина, И. В. Культура как фактор межпоколенческих взаимоотно- шений / И. В. Дубровина // Межпоколенческие отношения: Современный дис- курс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке. – М., 2020. – С. 13–15.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=