Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 56 ных стран, культур, конфессий, студенты-инофоны, а также обучающиеся с осо- быми образовательными потребностями. Психолого-педагогические и социаль- но-психологические исследования убеждают, что в гетерогенной среде сущест- венно возрастает частота деструктивных конфликтов и девиаций. В процессе изучения психолого-педагогических дисциплин студенты об- суждают виды потенциальных угроз, типологию рисков, индикаторы безопас- ности/опасности образовательного пространства, маркеры психологического насилия в классе (специфику буллинга, моббинга, хейзинга), способы преобра- зования деструктивных конфликтов. Некоторые психологи и педагоги считают, что буллинг, хейзинг, моббинг – это подростковые сюжеты, «школьная исто- рия». По данным официальной статистики, в образовательном пространстве школы каждый четвертый ребенок подвергается травле, в среде университета – эта цифра значительно меньше. Вместе с тем, если в школьной ситуации пре- обладает физическое насилие, то в пространстве университета доминирует эмоциональное, психологическое давление. Моббинг и буллинг как формы эмоционального насилия, могут использоваться в качестве инструментов спло- чения студенческой группы при осуществлении травли одного или нескольких студентов. В теории различают горизонтальный и вертикальный моббинг, открытый и латентный. Моббинг со стороны педагога может проявляться в частой и необоснованной критике, в несправедливых замечаниях, в сарказме, иронии, прямых оскорблениях. Моббинг преподавателя транслируется в сту- денческую группу и может восприниматься как «руководство к действию». В университет приходят выпускники, имеющие определенный субъектив- ный опыт «жертвы», «агрессора», пассивного «наблюдателя», ни одна из этих социальных ролей не проходит бесследно, вызывая в личности те или иные деструкции. Статистика утверждает, что взрослые, перенесшие издевательства в детст- ве, продолжают реализовывать сценарий «жертвы»: испытывают трудности в «живом» общении, в проектировании карьерного роста. Для «агрессора» так- же характерны коммуникативные трудности, конфликты с окружающими. Синдром «агрессора» может проявляться в группе в роли «диктатора». Эти сту- денты не умеют выстраивать теплые дружеские отношения с однокурсниками, часто используют приемы манипуляции. Целенаправленная подготовка, по нашему мнению, позволит будущим учителям более успешно минимизировать потенциальные риски, создавая пси- хологически безопасную среду. Для исследователей республики Беларусь характерна другая идеология, также ориентированная на минимизацию и нейтрализацию рисков в образова- тельном пространстве средней и высшей школы. Психологи и педагоги обосно- ванно считают, если сформировать у будущих учителей готовность выстраи- вать доверительные отношения с детьми, то очевидно образовательная среда станет более безопасной, комфортной и доброжелательной. Категория «дове- рие» понимается в широком контексте, включая: «доверие к миру»; «доверие к себе»; «доверие к другим людям». Анализ категории «доверие» на основе сис- темного, деятельностного и синергетического подходов позволил белорусским

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=