Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 55 Группа аксиологических (диспозиционных) рисков связана с различными ценностно-смысловыми приоритетами преподавателей и студентов, с тем, что педагог навязывает молодым людям свои ценностные ориентации, не представ- ляя специфику аксиосферы сегодняшних бакалавров и магистров. Третья группа рисков – воспитательные (риски отношений) – обусловлена различием в декларируемых и реальных ценностях и смыслах. Все три группы опасностей представлены в образовательном пространстве современного уни- верситета, однако, доминируют, на наш взгляд, диспозиционные, ценностные риски, связанные с деформациями в аксиосфере субъектов. Дмитрий Сергеевич Лихачев был убежден, что университет – это, прежде всего, «человеческая общность, базирующаяся на тех или иных ценностях. Каковы ценности – такова общность». В сегодняшней ситуации гетерогенной образовательной среды эта мысль приобретает особый смысл. Существенный разброс культурных, религи- озных, социальных ценностей, мировоззренческих позиций, запросов субъектов образовательного процесса приводит к постоянному увеличению пространства неопределенности, росту реальных или мнимых угроз. Преподаватели университета зачастую не обладают достаточным уровнем поликультурной и конфликтологической компетентности, чтобы предупре- ждать возможные риски, увидеть первые индикаторы психологического или физического насилия. Среди рисков, выделяемых преподавателями университета, такие как до- минирование у первокурсников внешней мотивации, не связанной непосред- ственно с содержанием профессиональной деятельности учителя, а также низ- кий уровень их социальных и познавательных мотивов. Педагоги отмечают не- достаточные для успешной учебной деятельности знания студентов по предме- там специализации, отсутствие познавательного интереса, неготовность вклю- чаться в учебный процесс (неумение записывать лекции, составлять планы, конспекты, тезисы, выступать на семинарском занятии). Студенты испытывают сложности с поиском необходимой информации, с выделением главного и вто- ростепенного в тексте, не умеют аргументировать свою мысль, участвовать в дискуссии, задавать вопросы. Исследование потенциальных страхов первокурсников показало, что спектр их достаточно широк: они боятся сессии, кибербуллинга, замечаний преподавате- ля, неудачных ответов на семинарских занятиях, опасаются «не оправдать ожида- ний родителей». Одним из доминирующих рисков сегодня стал кибербуллинг. В силу анонимности и иллюзорной безнаказанности социальные сети являются идеальной средой для травли студентов и школьников их сверстниками. Среди сегодняшних студентов есть молодые люди с проблемами физиче- ского или психического здоровья, их отличает особая мнительность и тревож- ность. К перечисленным выше действительным или иллюзорным опасностям у этой группы добавляются угрозы коммуникативных барьеров, а также кон- кретных физических преград при отсутствии в университете безбарьерного пространства. Дополнительным социальным вызовом стала ситуация гетерогенного (инк- люзивного) образования: в единое пространство включены представители раз-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=