Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 54 И. Л. Федотенко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Л. М. Тарантей Гродненский областной институт развития образования (Гродно, Беларусь ) РИСКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМА МИНИМИЗАЦИИ Аннотация. В статье рассмотрена типология рисков, представлена характеристика до- минирующих угроз современного образовательного пространства. Описаны факторы, повы- шающие потенциальные риски образовательной среды. Проанализирован опыт белорусских исследователей по формированию у студентов готовности выстраивать доверительные от- ношения со школьниками. Ориентация на развитие у субъектов образовательного процесса доверия к миру, себе, другим людям – один из эффективных вариантов минимизации рисков. Ключевые слова: типология рисков, психологически безопасная образовательная среда, будущие педагоги, подготовка, доверительные отношения, опыт, минимизация угроз. В любой современной образовательной организации социокультурная сре- да характеризуется более или менее широкой палитрой потенциальных рис- ков. Среди них физические, психологические, дидактические, аксиологические угрозы. Проблема подготовки будущих педагогов к минимизации возможных рисков, к повышению уровня безопасности образовательного пространства ста- новится все более актуальной. Формирование у будущих учителей готовности нейтрализовать и устра- нить угрозы образовательной среды мы связываем с включением дополнитель- ного материала по конфликтологии и рискологии в курсы педагогической, воз- растной, социальной психологии, теоретической и практической педагогики, а также в элективные дисциплины: «Психолого-педагогические основы делово- го общения в образовательном процессе», «Проблемы профессиональной адап- тации начинающего учителя». Наиболее традиционной типологией педагогических рисков является сле- дующая: группа дидактических рисков, включающая также технологические (методические) риски, аксиологические (диспозиционные), а также воспита- тельные (риски отношений). Технологические риски связаны с некоррект- ным выбором преподавателем университета методов, приемов, способов осу- ществления образовательного процесса. Нередко содержание преподаваемой учебной дисциплины недостаточно адаптировано к потенциальным возмож- ностям студенческой группы, не учитываются довузовский, житейский опыт студентов, имеющиеся у них коммуникативные, стилистические и психологи- ческие барьеры.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=