Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 52 самоорганизации обучающегося. Университетское расписание занятий, необ- ходимость посещения вуза, коллектив студентов – все это дисциплинирует и мотивирует обучающегося. При дистанционной форме на первый план выхо- дит самоорганизация студента, однако нельзя сказать, что люди, получающие высшее образование, достаточно дисциплинированны. Перспективы и целесо- образность использования электронного обучения и дистанционных образова- тельных технологий в будущем студенты оценили следующим образом: 50 % выбрали эту форму как вспомогательную, 20 % – в качестве формы основного обучения, 17,75 % отрицательно отнеслись к применению дистанционных тех- нологий в будущем, а остальные затруднились ответить на этот вопрос. Данные приведенного анкетирования позволяют сделать вывод, что в це- лом студенты не готовы принять дистанционное обучение как основную фор- му, большинство рассматривает ее как вспомогательную, а почти пятая часть студентов относится к ней отрицательно. Обучающиеся отмечают нехватку общения с преподавателями, невозможность самостоятельно организовать свой учебный процесс в дистанционном формате. Основным преимуществом элек- тронного обучения четвертая часть студентов выбрала «исключение риска за- ражения коронавирусной инфекцией», таким образом, подчеркивая, что выбор такой формы является вынужденной мерой, обусловленной сложившейся в ми- ре ситуацией. Подводя итоги вышесказанному, приведем слова ректора польского уни- верситета Т. Захарук «…дистанционное обучение, которое является единствен- ным решением в ситуации пандемии, стало огромной проблемой и, безусловно, требует существенной и психологической поддержки учителей, родителей и учеников. Несомненно, в ближайшем будущем, особое внимание должно уде- ляться обмену опытом, как внутри страны, как и за рубежом, наряду с оценкой процессов дистанционного обучения [1, с. 145]. А также утверждение профессора, заведующего научно-учебной лаборато- рией макроструктурного моделирования экономики России Григория Канторо- вича, с которым трудно не согласиться. «Ведущие лекторы – это товар штуч- ный, и если преподаватель из Гарварда будет доступен для студента с другого конца Земли – прекрасно, но заменит ли он собственного учителя? Мой опыт показывает, что личное общение с преподавателем, если он хороший, конечно, ничто не заменит. Это не только обратная связь, заточенная под каждого кон- кретного ученика, но и харизма, ощущение, что он работает для тебя» [2]. Интересна точка зрения на удаленную работу представителей самого по- коления Z, работающих в Университете 2035, который основную свою цель определяет как быстрое внедрение новых образовательных форматов и строит свою деятельность на онлайн-взаимодействии. После удаленной работы на ка- рантине написали на странице Университета: «Мы стали хуже понимать друг друга за словами в чатах, больше ошибаться и тратить неимоверно много вре- мени на исправление ошибок. Резко из поколения Z стали поколением X» [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=